Инженерные войска Великобритании
Подполковник С. Савин
Инженерные войска Великобритании (Корпус королевских инженеров) - один из родов
войск - организационно входят в состав маневренных сил сухопутных войск. Они
предназначены для выполнения функций инженерного обеспечения СВ, ВВС и ВМС в
интересах повышения их мобильности и сковывания маневра войск противника.
![](http://british.ucoz.ru/_pu/0/s78115259.jpg) |
Эмблема инженерных войск Великобритании |
На
сегодняшний день части и подразделения королевских инженерных войск принимают
непосредственное участие во всех операциях, проводимых контингентами
национальных ВС за пределами метрополии.
В
соответствии с требованиями британских уставов и наставлений повышение
мобильности своих сил предполагает: восстановление, содержание, а в необходимых
случаях возведение войсковых путей разного назначения; оборудование и содержание
переправ; преодоление искусственных и естественных препятствий (включая
минно-взрывные заграждения); разрушение фортификационных сооружений противника;
строительство, ремонт и поддержание в боеготовом состоянии полевых аэродромов и
посадочных площадок для самолетов и вертолетов.
Инженерные войска являются одним из старейших
родов войск британских ВС и имеют богатую историю. Свои истоки они берут
от военных инженеров армии Вильгельма I Завоевателя, который захватил
Англию в 1066 году и провозгласил себя королем. |
Сковывание маневра войск противника предусматривает усиление естественных
препятствий, устройство заграждений и производство разрушений (в том числе с
использованием ядерных боеприпасов) на путях движения войск противника; вывод из
строя аэродромов и аэродромных сооружений; разрушение складов и построенных
сооружений своих войск в предвидении их захвата противником.
С
учетом опыта задействования британских вооруженных сил в боевых операциях
инженерным войскам отводится важная роль в ходе применения национальных воинских
контингентов. На инженерные формирования возложено выполнение следующих задач:
1.
Обслуживание дорог и поддержание их в исправном состоянии. Выполнение данной
задачи имеет большое значение для повышения мобильности своих войск. При
необходимости инженерные подразделения могут производить ремонт мостов или
возводить их.
2.
Обезвреживание неразорвавшихся боеприпасов и взрывчатых веществ. К решению этой
задачи привлекаются специалисты инженерных войск, осуществляющие поиск и
обезвреживание неразорвавшихся мин, бомб и снарядов на маршрутах движения во
избежание жертв среди личного состава.
3.
Наведение переправ через водные преграды. Для этого применяется состоящий на
вооружении британских инженерных войск танковый мостоукладчик «Титан», способный
в течение 5 мин устанавливать переправу длиной до 32 м.
4.
Обеспечение деятельности воздушных десантов. Для решения этой задачи в состав
воздушно-десантных подразделений включаются военнослужащие инженерных войск.
Данные группы высаживаются в глубине территории противника в целях захвата или
уничтожения важных его объектов.
5.
Обеспечение применения авиации. Специалисты инженерных частей и подразделений
работают в тесном взаимодействии с командованиями ВВС и войсковой авиации СВ в
целях оборудования аэродромов и вертолетных площадок.
6.
Выполнение строительных работ. В случае необходимости силы и средства инженерных
войск могут привлекаться к строительству жилых и административных сооружений,
систем водо- и электроснабжения, топливозаправочных станций в местах дислокации
контингентов национальных ВС.
7.
Оказание гуманитарной помощи. В ходе операций постконфликтного урегулирования
инженерные войска могут участвовать в строительстве медицинских объектов и
важных элементов инфраструктуры страны пребывания.
8.
Применение тяжелой строительной техники для возведения защитных сооружений в
районах дислокации войск, а также на важных маршрутах движения.
9.
Обеспечение высадки морских десантов. Инженерные подразделения включаются в
состав амфибийных сил для выполнения всего спектра задач инженерного
обеспечения.
Командование Соединенного Королевства выделяет три основных принципа применения
инженерных войск в боевых условиях: прогнозирование обстановки, приоритетность
выполнения задач и централизованное управление.
1.
Прогнозирование обстановки. Этот принцип важен с точки зрения организации
своевременной и достоверной инженерной разведки, проводимой совместно со
специалистами войсковой разведки, а также участия инженеров в планировании
предстоящей боевой операции. Особое значение имеет структура инженерных войск,
согласно которой основная часть спецтехники, особенно тяжелой, сведена в
подразделения обеспечения, не входящие в состав пехотных частей.
2.
Приоритетность выполнения задач. Этот принцип предполагает четкую организацию
системы управления, заблаговременное планирование и создание инженерного
резерва. Он обусловлен ограниченностью сил и средств инженерных частей и
подразделений в рамках решения всего комплекса стоящих перед ними задач.
3.
Централизованное управление. Оно обеспечивает наиболее эффективное
задействование инженерных частей и подразделений для выполнения поставленных
задач, осуществляет контроль за их деятельностью, а также своевременное
доведение приказов и распоряжений.
Состав задействуемых инженерных частей и подразделений определяется в ходе
разработки плана предстоящей операции в соответствии с задачами, поставленными
вышестоящим командованием.
По
общему назначению части и подразделения инженерных войск подразделяются на две
группы: первая должна решать задачи в зоне боевых действий (подразделения
боевого обеспечения); вторая - оборудовать и обеспечивать коммуникации.
По
целевому назначению инженерные подразделения подразделяются на полевые,
инженерные, амфибийные, оборудования аэродромов, поддержки и специальные команды
инженерных войск.
![](http://british.ucoz.ru/_pu/0/09832081.jpg)
Организационная структура 8-й инженерной бригады
В
инженерные войска Великобритании входят: 8-я инженерная бригада командования
поддержки и обеспечения из состава маневренных сил СВ; 14 инженерных батальонов
(десять находятся в подчинении штабов боевых бригад, четыре выполняют
специальные задачи по поддержке авиации и ведению топографической съемки
местности); отдельные инженерные роты решают задачи в составе британских
воинских контингентов за пределами метрополии. Кроме того, в резерве находятся
пять скадрованых инженерных полков.
В
состав инженерного батальона входят: штабная рота, две-три полевые и одна рота
поддержки, а также взвод специалистов-электромехаников.
Инженерная рота включает два-три полевых и один взвод поддержки. Каждый взвод
имеет в составе четыре отделения, которые оснащаются бронетранспортерами или
бронеавтомобилями повышенной проходимости, а также грузовиками. Штатная
численность взвода 44 военнослужащих, командир взвода лейтенант. В зависимости
от выполняемых задач батальон может насчитывать 600-700 военнослужащих и иметь
на вооружении до 80 единиц техники.
В
настоящее время на вооружении инженерных войск находятся образцы инженерной
техники, обладающие высокой эффективностью, защищенностью и маневренностью при
выполнении задач боевого обеспечения соединений и частей ВС Великобритании. К
системам повышенной эффективности, разработанным по заказу МО Великобритании,
относятся: мобильная машина инженерного обеспечения «Терьер», бронированная
инженерная машина «Троян» и танковый мостоукладчик «Титан», разработанные фирмой
«БАэ системз».
Принятие на вооружение и ввод в эксплуатацию современных машин позволили
существенно повысить возможности инженерных войск по обеспечению мобильности
национальных ВС. Кроме того, предполагается задействоваать их в операциях по
устранению последствий природных и техногенных катастроф.
Машины «Терьер», «Троян» и «Титан» сконструированы по модульному принципу и
могут оснащаться такими подсистемами, как оптоэлектроника, система контроля
окружающей среды и РХБ-защиты, система управления данными, система связи и
боевые модули. Данные подсистемы могут быть изготовлены по специальному заказу
для удовлетворения конкретных требований. Предусмотрена также разработка и
поставка различных комплектов брони.
Машины семейства «Терьер» предназначены для инженерного обеспечения
бронетанковых и механизированных дивизий (бригад) и частей специального
назначения ВС Великобритании.
Первый образец «Терьер» сошел с конвейера в 2005 году. Затем машина прошла серию
всесторонних испытаний в различных условиях. В настоящее время на вооружении СВ
состоят 60 единиц.
В
конструкции этого инженерного средства использованы готовые подсистемы
гражданского и военного назначения. К их числу относятся автоматическая
трансмиссия серии Х300 фирмы «Катерпиллер», стрела экскаватора и
гидропневматическая подвеска фирмы «Хорстмен дефенс системз».
«Терьер» имеет цельносварной корпус, выполненный из стальной брони, который
защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. При
необходимости возможно использование дополнительной навесной брони.
Машина оснащена установленным спереди многофункциональным ковшом большой емкости
с гидравлическим приводом. Данное устройство может использоваться для удаления
препятствий, подготовки окопов для боевых машин и стрелковых ячеек, а также для
захвата крупных предметов. Предусмотрена установка рыхлителя для вскрытия
дорожного полотна.
На
правом борту смонтирована стрела экскаватора с гидравлическим приводом, которая
предназначена для выполнения функций подъемника. При максимально выдвинутом
положении стрела способна поднять груз массой до 3 т. Обычно она оснащена
ковшом, который может быть использован для подготовки окопов и траншей.
Кормовая нагрузочная платформа рассчитана на груз массой до 5 т. Машина
выполняет функции разминирования трасс и маркировки минных проходов. Она также
оснащена гидравлической лебедкой, развивающей усилие 10 т.
Экипаж состоит из двух человек (оператор и механик-водитель). Машина оборудована
системами контроля за состоянием окружающей среды и РХБ-за-щиты, что позволяет
использовать ее в условиях зараженной местности. Кроме того, предусмотрена
работа в режиме дистанционного управления (ДУ). При задействовании ее в опасных
зонах дальность ДУ составляет 1000 м. В машине установлены приборы ночного
видения, что обеспечивает возможность круглосуточной работы. Кроме того, она
оснащена цифровой системой связи, пулеметом калибра 7,62 мм, а также ПУ дымовых
гранат.
Машина оборудована дизельным двигателем мощностью 700 л. с. и автоматической
коробкой передач. Боевая масса 31,5 т.
Техника инженерного обеспечения представлена бронированными инженерной машиной
«Троян» и танковым мостоукладчиком «Титан». На вооружение инженерных частей
имеется по 33 машины обоих типов.
Данные машины являются первыми серийными бронированными образцами военной
техники ВС Великобритании, разработанными на базе танка «Челленджер-2». Они
оснащены современной системой контроля воздействия окружающей среды, которая
обеспечивает кондиционирование воздуха, а также комплексную защиту.
Инженерная машина «Троян» предназначена для выполнения широкого круга задач.
Экипаж три человека. Модульное исполнение брони обеспечивает возможность
проведения модернизации машины. Она оборудована дистанционно управляемым модулем
вооружения с пулеметом калибра 7,62 мм, который позволяет оператору осуществлять
наведение на цель и вести огонь, находясь под защитой брони.
Кроме того, «Троян» оснащен ПУ дымовых гранат с электрическим приводом. В
стандартном исполнении в передней части установлен бульдозерный отвал с
гидравлическим приводом, который может использоваться для удаления препятствий и
оперативной подготовки огневых позиций. На правом борту машины смонтирована
стрела экскаватора с гидравлическим управлением. Различное инженерное
оборудование может перевозиться на задней платформе.
Бронироваванный мостоукладчик «Титан» обслуживается экипажем из двух человек.
«Титан» может перевозить и устанавливать мосты производства фирмы «БАэ системз».
Наведение моста занимает 2 мин и осуществляется с помощью отдельных эстакадных
секций, наложенных друг на друга. Используемое оборудование позволяет
преодолевать водные преграды глубиной до 4 м.
В
случае необходимости эту машину можно оборудовать бульдозерным отвалом или
минным тралом для прокладывания прохода через минное поле. Кроме того,
бульдозерный отвал может использоваться для подготовки позиций при наведении
моста, а также для инженерных работ общего характера.
В
настоящее время военно-политическое руководство Великобритании проводит
широкомасштабную реформу национальных ВС. Ее целью является формирование
мобильных подразделений, отвечающих современным требованиям ведения боевых
действий и сбалансированных по боевым возможностям. В рамках данной реформы
происходит оптимизация оргштатной структуры инженерных частей и подразделений,
первым этапом которой стала реорганизация структуры 8-й инженерной бригады.
Наряду с этим проводятся работы по обновлению парка инженерной техники с учетом
таких требований, как повышение мобильности, пригодность для переброски
авиационным транспортом, возможность использования в гражданском секторе,
унифицированность ремонтной базы, возможность эксплуатации в зоне ведения боевых
действий, а также в сложных климатических условиях.
В
целом инженерные войска Великобритании являются одной из важнейших составляющих
вооруженных сил. Их организационно-штатная структура с учетом проводимых реформ
соответствует современным требованиям, что позволяет эффективно задействовать
части и подразделения в составе национальных воинских контингентов в целях
боевого обеспечения при проведении различного рода военных операций.
Зарубежное военное обозрение №9 2012 С.35-40
|