Основные положения и принципы военной доктрины Великобритании
Капитан 2 ранга Д. Галин
Основные положения, касающиеся строительства ВС Великобритании, изложены в
едином документе "Британская военная доктрина" в феврале 1996 года. В ноябре
2011 года опубликовано четвертое ее издание. Политические основы использования
военной силы королевства изложены в утвержденных в 2010 году парламентом
документах под общим названием "Обеспечение безопасности Британии в эпоху
неопределенности" ("Стратегия национальной безопасности" и "Обзор состояния
обороны и безопасности").
|
Обложка четвертого издания военной доктрины
Великобритании |
Военная доктрина издана в центре разработки военных доктрин и концепций
применения ВС Великобритании и утверждена начальником штаба обороны страны в
конце ноября 2011 года. Непосредственное участие в разработке этого документа
принимали начальники штабов видов национальных ВС, а также представители ряда
военных и научных организаций МО. Отмечается, что он учитывает положения
стратегической концепции НАТО, однако имеет сугубо национальный характер и
направлен в первую очередь на защиту интересов Великобритании. Документ
расставляет приоритеты в обеспечении безопасности следующим образом:
противодействие терроризму, борьба с преступлениями в кибернетической сфере,
урегулирование международных военных конфликтов и ликвидация последствий
природных катастроф. Отстаивание британских экономических интересов признается
основой обеспечения безопасности государства.
При разработке основных положений военной доктрины британское руководство
отказалось от узкого толкования понятия "противник" и не связывает угрозы
национальной безопасности с каким-либо одним государством. По его мнению, на
современном этапе возможно военное столкновение не столько с идеологически
чуждыми режимами, сколько с любым государством или коалицией государств, чьи
экономические, политические либо территориальные устремления войдут в
противоречие с британскими национальными интересами.
В
военной доктрине Великобритании изложены основополагающие принципы применения
национальных ВС, которые являются основой для формирования специализированных
документов, определяющих порядок планирования и проведения различного рода
военных операций, осуществления руководства, организации всех видов обеспечения.
Она также отражает изменения в государственной и международной
военно-политической обстановке (ВПО), в том числе в сфере взаимоотношений с
руководством других государств и между национальными госструктурами.
Британская военная доктрина состоит из двух частей (пять глав). В первой части
(первая и вторая главы) "Современная ситуация в области обороны" определены
основные национальные интересы, изложены положения государственной оборонной
политики, национальной и военной стратегий, описаны способы реализации
национальных интересов - дипломатических, экономических и военных, рассмотрены
вопросы кризисного урегулирования и раскрыта сущность комплексного подхода к
решению данных проблем. Первая часть доктрины регламентирует порядок применения
военной силы в рамках защиты национальных интересов Великобритании, ключевые
теоретические положения о природе возникновения войн и вооруженных конфликтов,
современные принципы ведения, классификация и основные характеристики военных
(боевых) действий и вооруженных конфликтов.
Согласно британским оценкам в текущем десятилетии значительно расширится
перечень угроз для национальной безопасности. Наряду с традиционными военными
угрозами наиболее опасными являются: агрессивная экономическая политика других
стран; деятельность террористических и преступных групп; киберпреступность;
незаконная миграция; нарушение поставок энергоресурсов; природные и техногенные
катастрофы.
В
ближайшее время возможна вероятность угрозы применения ядерного оружия против
Великобритании и появления новых государств, обладающих ядерным потенциалом. В
связи с этим Лондон не исключает возможности использования ЯО в целях
самообороны. Однако возможность возникновения крупномасштабных боевых действий
оценивается как маловероятная. В связи с этим использование ВС предусматривается
прежде всего для предотвращения международных военных кризисов, самостоятельно
или во взаимодействии с союзниками, а также в тех регионах мира, где будут
поставлены под угрозу национальные политические и экономические интересы, по
планам НАТО и в соответствии с решениями ООН.
Вместе с тем сохранится опасность возникновения "классических" войн, в том числе
с применением ядерного оружия. При этом значительно возрастет вероятность
вооруженных "столкновений" и конфликтов с участием негосударственных субъектов и
"несостоявшихся" государств.
Несмотря на возникновение новых угроз, задачи, возлагаемые на ВС Великобритании,
остались практически прежними. Основными из них являются: защита суверенитета и
территориальной целостности государства; обеспечение ядерного сдерживания;
участие в коалиционных операциях за рубежом; оказание помощи гражданским органам
власти при ликвидации последствий катастроф и ЧС.
Особое внимание уделяется своевременному выявлению и нейтрализации угроз еще на
стадии их зарождения, а также обеспечению информационной безопасности.
Зависимость правительства, деловых компаний, современной инфраструктуры
государства от информационных и коммуникационных технологий определяет важность
решения данной задачи и осуществления ее достаточного финансирования.
Согласно положениям документа, способность вооруженных сил оперативно и
организовано действовать в сложных условиях обстановки способствует выполнению
задачи содействия гражданским властям при ликвидации последствий катастроф и при
возникновении угроз заражения, поскольку первые обладают специальными навыками и
специфическим оборудованием для нейтрализации угроз в этой области.
Вторая часть ("Военная доктрина") состоит из трех глав. В первой отражены
способы вероятного применения национальных ВС в рамках достижения целей
оборонной политики государства. При этом подразделения британских войск должны
быть готовы к выполнению миротворческих задач как самостоятельно, так и в
составе многонациональных контингентов.
В
этих целях созданы национальные силы быстрого развертывания (СБР). Наиболее
вероятными районами боевого применения СБР считаются Ближний Восток, Восточная
Африка, Карибский залив и Южная Атлантика. Соединения и части британских ВС,
выделяемые в состав сил реагирования ЕС и сил первоочередного задействования
НАТО, полностью боеготовы, а на непосредственную подготовку их к боевым
действиям требуется не более 48 ч.
Во
второй главе определены основные составляющие боевой мощи ВС страны:
1.
Концептуальная - устанавливает порядок применения принципов ведения боевых
действий, существующих доктрин и концепций в ходе планирования задействования, а
также при непосредственном применении вооруженных сил.
2.
Моральная - подразумевает руководящую роль командиров всех степеней,
морально-психологическое состояние личного состава (боевой дух), идеологическую
мотивацию, рациональное управление силами и средствами.
3.
Физическая - определяет необходимые силы и средства, имеющие достаточный уровень
оперативной и боевой подготовки, находящиеся в определенной степени боевой
готовности, обладающие информационным превосходством над противником, а также
располагающие надежным и своевременным тыловым обеспечением.
В
третьей главе определены национальные особенности порядка планирования,
проведения и осуществления руководства операциями, проводимыми ВС
Великобритании.
В
четвертом издании доктрины использованы положения публикаций "Конфликты в
будущем" и "Концептуальные основы проведения стратегических операций".
Политическая цель применения ВС Великобритании - предотвращение конфликта или
принуждение противника к прекращению военных действий. Ключевыми принципами
применения военной силы являются:
1.
Сдерживание - основано на демонстрации вероятному противнику возможностей
вооруженных сил и используется в рамках дипломатических усилий, направленных на
предотвращение вооруженного конфликта или его локализацию. Задача сдерживания
возложена на стратегические ядерные силы вследствие их способности к быстрому
применению для нанесения неприемлемого для противника ущерба и невозможности для
него предугадать, на какой стадии конфликта они могут быть использованы. В
первую очередь, эти силы предназначены для удержания других ядерных держав от
развязывания крупномасштабной войны или от "рискованных" действий, способных
привести к всеобщей войне.
Взгляды Великобритании на развитие и применение ядерных сил включают два аспекта
- национальный и союзнический (в рамках сотрудничества с США и НАТО). В
соответствии с британским законодательством ЯО может применяться для защиты
национальных интересов как в составе ядерных сил Соединенных Штатов и альянса,
так и самостоятельно при возникновении серьезной угрозы интересам и безопасности
страны. При этом окончательное решение по данному вопросу принимает
премьер-министр.
2.
Принуждение к миру - предусматривает конкретные меры по демонстрации угрозы
использования военной силы или ее непосредственному применению в ограниченном
масштабе. Этот принцип используется в случае провала политики сдерживания с
целью вынуждения противника вернуться к ранее существовавшему положению либо
прекращению военных действий.
3.
Уничтожение - нанесение поражения объектам и войскам противника с целью вывода
их из строя или недопущения использования против своих войск (сил).
Большое значение придается участию британских воинских контингентов в операциях,
проводимых под эгидой ООН и других международных организаций как самостоятельно,
так и в составе многонациональных сил.
С
учетом положений военной доктрины были разработаны ряд документов для видов ВС:
"Военно-морская доктрина Великобритании", "Воздушно-космическая доктрина
Великобритании" и другие.
|
Обложка издания "Военно-морская доктрина Великобритании" |
"Военно-морская доктрина Великобритании" определяет роль британских ВМС по
защите национальных интересов в современной военно-стратегической обстановке.
Структурно документ состоит из трех частей (восемь глав).
В
первой части ("Цели") проведен анализ международной обстановки и сделан вывод об
устойчивой негативной тенденции нарастания региональной и глобальной
напряженности. В качестве основных угроз возникновения новых военных конфликтов
называются терроризм, распространение оружия массового поражения, недостаток
природных ресурсов, изменение климата и пиратство. Кроме того, с учетом усиления
военно-морской мощи Китая, Индии, России и Бразилии не исключается вероятность
возникновения межгосударственных конфликтов вследствие возможного передела сфер
экономического и политического влияния.
Во
второй части ("Пути") подробно рассматриваются функции британских ВМС. По оценке
МО Великобритании, силы и средства флота должны быть готовы к ведению
интенсивных боевых действий в различных климатических условиях на всех океанских
и морских ТВД, включая исключительные экономические зоны и прибрежные районы
других государств.
Согласно положениям доктрины на ВМС Великобритании возлагается решение следующих
задач: реализация военной политики государства; ядерное сдерживание; оборона
метрополии и заморских территорий; проведение экспедиционных операций по защите
национальных интересов; ведение разведки; обеспечение безопасности и
стабилизация обстановки в различных регионах мира; осуществление поддержки
гражданским структурам в ходе урегулирования кризисов. При этом подчеркивается
необходимость дальнейшего развития особых отношений в военной области с США,
активного участия в деятельности НАТО и укрепления лидирующей роли британских
ВМС в Европе.
В
третьей части ("Способы") определены принципы применения военно-морских сил:
универсальный доступ к районам оперативных интересов; достаточность сил и
средств, а также их высокая эффективность; универсальность задействования;
мобильность; наличие возможностей для переброски войск (сил) и их поддержки.
По
замыслу британских военных, данный подход, несмотря на существенное сокращение к
2020 году количества кораблей в боевом составе (с 67 до 45 единиц), обеспечит
постоянное присутствие ВМС в районах коалиционных и национальных интересов. В
связи с этим командование ВМС Великобритании считает, что для решения указанных
задач к 2020 году в составе флота необходимо иметь атомные подводные лодки с
баллистическими (ПЛАРБ) и крылатыми ракетами большой дальности (ПЛА),
современный авианосец, а также вертолетоносные десантные корабли. Кроме того,
предполагается принять на вооружение новые корабли, способные в разных
климатических условиях обеспечить огневую поддержку, противолодочную,
противоминную и противовоздушную оборону военно-морских группировок в различных
океанских районах и прибрежной зоне.
В
целях повышения эффективности применения ВМС предполагается более рационально
перераспределить силы флота. В зависимости от степени боеготовности они будут
подразделяться на "силы немедленного задействования" (ПЛАРБ и ПЛА на боевом
дежурстве, эсминцы, фрегаты, тральщики и патрульные корабли в Южной Атлантике и
в других районах в составе многонациональных сил), "силы высокой боевой
готовности" (авианосная ударная и амфибийно-десантная группы. 3-я бригада
морской пехоты) и "силы пониженной готовности" (корабли, находящиеся в базах
после выполнения боевых задач или на ремонте).
Особое внимание в документе обращается на необходимость создания системы
тылового обеспечения, основные элементы (средства) которой будут находиться на
кораблях и судах вне зоны досягаемости средств поражения противника. По взглядам
британских экспертов, это позволит осуществлять МТО британских ВМС без
использования территорий третьих государств и обеспечить его бесперебойность. В
связи с этим намечено произвести замену устаревших судов вспомогательного флота
новыми, более совершенными кораблями.
|
Обложка издания "Воздушно-космическая доктрина
Великобритании" |
"Воздушно-космическая доктрина Великобритании" отражает взгляды руководства ВВС
страны на основы и принципы боевого применения подчиненных сил и средств в
различных видах операций в XXI веке. Она разработана в соответствии с принципами
национальной оборонной доктрины и конкретизирует в ее рамках деятельность
воздушно-космических сил (ВКС). Это руководящий документ для боевых частей ВКС в
вопросах стратегии их применения. Более детально оперативные и тактические
вопросы использования британских ВВС рассматриваются в документах, дополняющих
доктрину: "Основные элементы ВВС", "Воздушные операции"; "Краткая история ВВС
Великобритании".
Структурно документ состоит из четырех частей. В первой части ("Основные
характеристики военно-воздушной и космической мощи") представлены сведения о
воздушно-космических силах, проводится сравнительная оценка военно-воздушного и
ракетно-космического потенциалов, принципы ведения боевых действий ВВС,
раскрываются основы управления силами в ходе применения их в различных
операциях. Кроме того, сделан акцент на перспективах использования авиации в
рамках операций объединенных сил.
Во
второй части ("ВВС в современной оперативной обстановке") приводится описание
условий, в которых применяются ВВС в современной обстановке, в том числе
при разрешении конфликтов различной интенсивности, характерных для XXI века,
показаны пути повышения эффективности использования ВВС при решении поставленных
задач. В главе особое внимание уделяется ключевой роли авиации в асимметричных
войнах и совместных операциях.
В
третьей части ("Основные задачи воздушно-космических сил") раскрываются
возможности ВКС Великобритании по решению следующих основных задач:
1.
Контроль воздушного и космического пространства, занимающий основное место в
числе главных задач авиации, имеет доктринальное превосходство, поскольку
обеспечивает свободу маневрирования ВС в любой среде: в воздухе, над сухопутной
территорией и морскими акваториями. Этот контроль позволяет командующим
сохранять инициативу, лишая противника возможности действовать. Приводятся пути
(виды операций) по обеспечению контроля воздушного и космического пространства.
2.
Обеспечение аэромобильности своих сил. В документе рассматриваются значение
аэромобильности войск (сил), участвующих в проведении операций, виды воздушных
перебросок, как основного способа оперативного развертывания сил и средств из
мест постоянной дислокации в район проведения операции.
3.
Ведение разведки и вскрытие обстановки. По мнению авторов доктрины, одной из
ключевых задач ВКС является вскрытие концептуальных намерений противника на
стратегическом уровне, а также обнаружение его сил и средств в ходе локальных
конфликтов на тактическом уровне. При рассмотрении данной задачи в документе
систематизированы основные термины в области ведения разведки.
4.
Выполнение боевых задач. Показано значение авиации как основного фактора
повышения боевой эффективности проводимых в современных условиях операций.
Приведены примеры использования ВВС страны и союзников в ходе конфликтов на
Фолклендских о-вах, в Афганистане и Ираке. Приводятся виды операций, как
характерные для ВВС, так и возникшие в новых современных условиях. В данной
главе представлены и слабые стороны применения ВКС, которые тем или иным образом
могут сказаться на конечном результате проводимых операций (действий).
В
четвертой части ("Командование воздушными и космическими силами") затрагиваются
теоретические аспекты управления воздушными и космическими силами, описываются
принципы руководства, показаны различия между централизованным и
децентрализованным управлением, а также рассматривается работа сетевой системы в
интересах обеспечения эффективной работы командования.
Таким образом, разработанные и принятые доктринальные документы свидетельствуют
о стремлении руководства Великобритании оптимизировать законодательную базу для
использования вооруженных сил страны в качестве силового инструмента
национальной политики.
Зарубежное военное обозрение №6, 2012. С.16-22
|