Главная British Army Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 22.09.2017, 09:08
Меню сайта

Категории раздела
Стратегия, концепции [8]

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » Ministry of Defence » Стратегия, концепции

Основные положения и принципы военной доктрины Великобритании (2012)

Основные положения и принципы военной доктрины Великобритании

Капитан 2 ранга Д. Галин

Основные положения, касающиеся строительства ВС Великобритании, изложены в едином документе "Британская военная доктрина" в феврале 1996 года. В ноябре 2011 года опубликовано четвертое ее издание. Политические основы использования военной силы королевства изложены в утвержденных в 2010 году парламентом документах под общим названием "Обеспечение безопасности Британии в эпоху неопределенности" ("Стратегия национальной безопасности" и "Обзор состояния обороны и безопасности").

Обложка четвертого издания военной доктрины Великобритании
Обложка четвертого издания военной доктрины Великобритании

Военная доктрина издана в центре разработки военных доктрин и концепций применения ВС Великобритании и утверждена начальником штаба обороны страны в конце ноября 2011 года. Непосредственное участие в разработке этого документа принимали начальники штабов видов национальных ВС, а также представители ряда военных и научных организаций МО. Отмечается, что он учитывает положения стратегической концепции НАТО, однако имеет сугубо национальный характер и направлен в первую очередь на защиту интересов Великобритании. Документ расставляет приоритеты в обеспечении безопасности следующим образом: противодействие терроризму, борьба с преступлениями в кибернетической сфере, урегулирование международных военных конфликтов и ликвидация последствий природных катастроф. Отстаивание британских экономических интересов признается основой обеспечения безопасности государства.

При разработке основных положений военной доктрины британское руководство отказалось от узкого толкования понятия "противник" и не связывает угрозы национальной безопасности с каким-либо одним государством. По его мнению, на современном этапе возможно военное столкновение не столько с идеологически чуждыми режимами, сколько с любым государством или коалицией государств, чьи экономические, политические либо территориальные устремления войдут в противоречие с британскими национальными интересами.

В военной доктрине Великобритании изложены основополагающие принципы применения национальных ВС, которые являются основой для формирования специализированных документов, определяющих порядок планирования и проведения различного рода военных операций, осуществления руководства, организации всех видов обеспечения. Она также отражает изменения в государственной и международной военно-политической обстановке (ВПО), в том числе в сфере взаимоотношений с руководством других государств и между национальными госструктурами.

Британская военная доктрина состоит из двух частей (пять глав). В первой части (первая и вторая главы) "Современная ситуация в области обороны" определены основные национальные интересы, изложены положения государственной оборонной политики, национальной и военной стратегий, описаны способы реализации национальных интересов - дипломатических, экономических и военных, рассмотрены вопросы кризисного урегулирования и раскрыта сущность комплексного подхода к решению данных проблем. Первая часть доктрины регламентирует порядок применения военной силы в рамках защиты национальных интересов Великобритании, ключевые теоретические положения о природе возникновения войн и вооруженных конфликтов, современные принципы ведения, классификация и основные характеристики военных (боевых) действий и вооруженных конфликтов.

Согласно британским оценкам в текущем десятилетии значительно расширится перечень угроз для национальной безопасности. Наряду с традиционными военными угрозами наиболее опасными являются: агрессивная экономическая политика других стран; деятельность террористических и преступных групп; киберпреступность; незаконная миграция; нарушение поставок энергоресурсов; природные и техногенные катастрофы.

В ближайшее время возможна вероятность угрозы применения ядерного оружия против Великобритании и появления новых государств, обладающих ядерным потенциалом. В связи с этим Лондон не исключает возможности использования ЯО в целях самообороны. Однако возможность возникновения крупномасштабных боевых действий оценивается как маловероятная. В связи с этим использование ВС предусматривается прежде всего для предотвращения международных военных кризисов, самостоятельно или во взаимодействии с союзниками, а также в тех регионах мира, где будут поставлены под угрозу национальные политические и экономические интересы, по планам НАТО и в соответствии с решениями ООН.

Вместе с тем сохранится опасность возникновения "классических" войн, в том числе с применением ядерного оружия. При этом значительно возрастет вероятность вооруженных "столкновений" и конфликтов с участием негосударственных субъектов и "несостоявшихся" государств.

Несмотря на возникновение новых угроз, задачи, возлагаемые на ВС Великобритании, остались практически прежними. Основными из них являются: защита суверенитета и территориальной целостности государства; обеспечение ядерного сдерживания; участие в коалиционных операциях за рубежом; оказание помощи гражданским органам власти при ликвидации последствий катастроф и ЧС.

Особое внимание уделяется своевременному выявлению и нейтрализации угроз еще на стадии их зарождения, а также обеспечению информационной безопасности. Зависимость правительства, деловых компаний, современной инфраструктуры государства от информационных и коммуникационных технологий определяет важность решения данной задачи и осуществления ее достаточного финансирования.

Согласно положениям документа, способность вооруженных сил оперативно и организовано действовать в сложных условиях обстановки способствует выполнению задачи содействия гражданским властям при ликвидации последствий катастроф и при возникновении угроз заражения, поскольку первые обладают специальными навыками и специфическим оборудованием для нейтрализации угроз в этой области.
Вторая часть ("Военная доктрина") состоит из трех глав. В первой отражены способы вероятного применения национальных ВС в рамках достижения целей оборонной политики государства. При этом подразделения британских войск должны быть готовы к выполнению миротворческих задач как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В этих целях созданы национальные силы быстрого развертывания (СБР). Наиболее вероятными районами боевого применения СБР считаются Ближний Восток, Восточная Африка, Карибский залив и Южная Атлантика. Соединения и части британских ВС, выделяемые в состав сил реагирования ЕС и сил первоочередного задействования НАТО, полностью боеготовы, а на непосредственную подготовку их к боевым действиям требуется не более 48 ч.

Во второй главе определены основные составляющие боевой мощи ВС страны:

1. Концептуальная - устанавливает порядок применения принципов ведения боевых действий, существующих доктрин и концепций в ходе планирования задействования, а также при непосредственном применении вооруженных сил.

2. Моральная - подразумевает руководящую роль командиров всех степеней, морально-психологическое состояние личного состава (боевой дух), идеологическую мотивацию, рациональное управление силами и средствами.

3. Физическая - определяет необходимые силы и средства, имеющие достаточный уровень оперативной и боевой подготовки, находящиеся в определенной степени боевой готовности, обладающие информационным превосходством над противником, а также располагающие надежным и своевременным тыловым обеспечением.

В третьей главе определены национальные особенности порядка планирования, проведения и осуществления руководства операциями, проводимыми ВС Великобритании.

В четвертом издании доктрины использованы положения публикаций "Конфликты в будущем" и "Концептуальные основы проведения стратегических операций".

Политическая цель применения ВС Великобритании - предотвращение конфликта или принуждение противника к прекращению военных действий. Ключевыми принципами применения военной силы являются:

1. Сдерживание - основано на демонстрации вероятному противнику возможностей вооруженных сил и используется в рамках дипломатических усилий, направленных на предотвращение вооруженного конфликта или его локализацию. Задача сдерживания возложена на стратегические ядерные силы вследствие их способности к быстрому применению для нанесения неприемлемого для противника ущерба и невозможности для него предугадать, на какой стадии конфликта они могут быть использованы. В первую очередь, эти силы предназначены для удержания других ядерных держав от развязывания крупномасштабной войны или от "рискованных" действий, способных привести к всеобщей войне.

Взгляды Великобритании на развитие и применение ядерных сил включают два аспекта - национальный и союзнический (в рамках сотрудничества с США и НАТО). В соответствии с британским законодательством ЯО может применяться для защиты национальных интересов как в составе ядерных сил Соединенных Штатов и альянса, так и самостоятельно при возникновении серьезной угрозы интересам и безопасности страны. При этом окончательное решение по данному вопросу принимает премьер-министр.

2. Принуждение к миру - предусматривает конкретные меры по демонстрации угрозы использования военной силы или ее непосредственному применению в ограниченном масштабе. Этот принцип используется в случае провала политики сдерживания с целью вынуждения противника вернуться к ранее существовавшему положению либо прекращению военных действий.

3. Уничтожение - нанесение поражения объектам и войскам противника с целью вывода их из строя или недопущения использования против своих войск (сил).

Большое значение придается участию британских воинских контингентов в операциях, проводимых под эгидой ООН и других международных организаций как самостоятельно, так и в составе многонациональных сил.

С учетом положений военной доктрины были разработаны ряд документов для видов ВС: "Военно-морская доктрина Великобритании", "Воздушно-космическая доктрина Великобритании" и другие.

Обложка издания "Военно-морская доктрина Великобритании"
Обложка издания "Военно-морская доктрина Великобритании"

"Военно-морская доктрина Великобритании" определяет роль британских ВМС по защите национальных интересов в современной военно-стратегической обстановке. Структурно документ состоит из трех частей (восемь глав).

В первой части ("Цели") проведен анализ международной обстановки и сделан вывод об устойчивой негативной тенденции нарастания региональной и глобальной напряженности. В качестве основных угроз возникновения новых военных конфликтов называются терроризм, распространение оружия массового поражения, недостаток природных ресурсов, изменение климата и пиратство. Кроме того, с учетом усиления военно-морской мощи Китая, Индии, России и Бразилии не исключается вероятность возникновения межгосударственных конфликтов вследствие возможного передела сфер экономического и политического влияния.

Во второй части ("Пути") подробно рассматриваются функции британских ВМС. По оценке МО Великобритании, силы и средства флота должны быть готовы к ведению интенсивных боевых действий в различных климатических условиях на всех океанских и морских ТВД, включая исключительные экономические зоны и прибрежные районы других государств.

Согласно положениям доктрины на ВМС Великобритании возлагается решение следующих задач: реализация военной политики государства; ядерное сдерживание; оборона метрополии и заморских территорий; проведение экспедиционных операций по защите национальных интересов; ведение разведки; обеспечение безопасности и стабилизация обстановки в различных регионах мира; осуществление поддержки гражданским структурам в ходе урегулирования кризисов. При этом подчеркивается необходимость дальнейшего развития особых отношений в военной области с США, активного участия в деятельности НАТО и укрепления лидирующей роли британских ВМС в Европе.

В третьей части ("Способы") определены принципы применения военно-морских сил: универсальный доступ к районам оперативных интересов; достаточность сил и средств, а также их высокая эффективность; универсальность задействования; мобильность; наличие возможностей для переброски войск (сил) и их поддержки.

По замыслу британских военных, данный подход, несмотря на существенное сокращение к 2020 году количества кораблей в боевом составе (с 67 до 45 единиц), обеспечит постоянное присутствие ВМС в районах коалиционных и национальных интересов. В связи с этим командование ВМС Великобритании считает, что для решения указанных задач к 2020 году в составе флота необходимо иметь атомные подводные лодки с баллистическими (ПЛАРБ) и крылатыми ракетами большой дальности (ПЛА), современный авианосец, а также вертолетоносные десантные корабли. Кроме того, предполагается принять на вооружение новые корабли, способные в разных климатических условиях обеспечить огневую поддержку, противолодочную, противоминную и противовоздушную оборону военно-морских группировок в различных океанских районах и прибрежной зоне.

В целях повышения эффективности применения ВМС предполагается более рационально перераспределить силы флота. В зависимости от степени боеготовности они будут подразделяться на "силы немедленного задействования" (ПЛАРБ и ПЛА на боевом дежурстве, эсминцы, фрегаты, тральщики и патрульные корабли в Южной Атлантике и в других районах в составе многонациональных сил), "силы высокой боевой готовности" (авианосная ударная и амфибийно-десантная группы. 3-я бригада морской пехоты) и "силы пониженной готовности" (корабли, находящиеся в базах после выполнения боевых задач или на ремонте).

Особое внимание в документе обращается на необходимость создания системы тылового обеспечения, основные элементы (средства) которой будут находиться на кораблях и судах вне зоны досягаемости средств поражения противника. По взглядам британских экспертов, это позволит осуществлять МТО британских ВМС без использования территорий третьих государств и обеспечить его бесперебойность. В связи с этим намечено произвести замену устаревших судов вспомогательного флота новыми, более совершенными кораблями.

Обложка издания "Воздушно-космическая доктрина Великобритании"
Обложка издания "Воздушно-космическая доктрина Великобритании"

"Воздушно-космическая доктрина Великобритании" отражает взгляды руководства ВВС страны на основы и принципы боевого применения подчиненных сил и средств в различных видах операций в XXI веке. Она разработана в соответствии с принципами национальной оборонной доктрины и конкретизирует в ее рамках деятельность воздушно-космических сил (ВКС). Это руководящий документ для боевых частей ВКС в вопросах стратегии их применения. Более детально оперативные и тактические вопросы использования британских ВВС рассматриваются в документах, дополняющих доктрину: "Основные элементы ВВС", "Воздушные операции"; "Краткая история ВВС Великобритании".

Структурно документ состоит из четырех частей. В первой части ("Основные характеристики военно-воздушной и космической мощи") представлены сведения о воздушно-космических силах, проводится сравнительная оценка военно-воздушного и ракетно-космического потенциалов, принципы ведения боевых действий ВВС, раскрываются основы управления силами в ходе применения их в различных операциях. Кроме того, сделан акцент на перспективах использования авиации в рамках операций объединенных сил.

Во второй части ("ВВС в современной оперативной обстановке") приводится описание условий, в которых применяются ВВС в современной обстановке, в  том числе при разрешении конфликтов различной интенсивности, характерных для XXI века, показаны пути повышения эффективности использования ВВС при решении поставленных задач. В главе особое внимание уделяется ключевой роли авиации в асимметричных войнах и совместных операциях.

В третьей части ("Основные задачи воздушно-космических сил") раскрываются возможности ВКС Великобритании по решению следующих основных задач:

1. Контроль воздушного и космического пространства, занимающий основное место в числе главных задач авиации, имеет доктринальное превосходство, поскольку обеспечивает свободу маневрирования ВС в любой среде: в воздухе, над сухопутной территорией и морскими акваториями. Этот контроль позволяет командующим сохранять инициативу, лишая противника возможности действовать. Приводятся пути (виды операций) по обеспечению контроля воздушного и космического пространства.

2. Обеспечение аэромобильности своих сил. В документе рассматриваются значение аэромобильности войск (сил), участвующих в проведении операций, виды воздушных перебросок, как основного способа оперативного развертывания сил и средств из мест постоянной дислокации в район проведения операции.

3. Ведение разведки и вскрытие обстановки. По мнению авторов доктрины, одной из ключевых задач ВКС является вскрытие концептуальных намерений противника на стратегическом уровне, а также обнаружение его сил и средств в ходе локальных конфликтов на тактическом уровне. При рассмотрении данной задачи в документе систематизированы основные термины в области ведения разведки.

4. Выполнение боевых задач. Показано значение авиации как основного фактора повышения боевой эффективности проводимых в современных условиях операций. Приведены примеры использования ВВС страны и союзников в ходе конфликтов на Фолклендских о-вах, в Афганистане и Ираке. Приводятся виды операций, как характерные для ВВС, так и возникшие в новых современных условиях. В данной главе представлены и слабые стороны применения ВКС, которые тем или иным образом могут сказаться на конечном результате проводимых операций (действий).

В четвертой части ("Командование воздушными и космическими силами") затрагиваются теоретические аспекты управления воздушными и космическими силами, описываются принципы руководства, показаны различия между централизованным и децентрализованным управлением, а также рассматривается работа сетевой системы в интересах обеспечения эффективной работы командования.

Таким образом, разработанные и принятые доктринальные документы свидетельствуют о стремлении руководства Великобритании оптимизировать законодательную базу для использования вооруженных сил страны в качестве силового инструмента национальной политики.

Зарубежное военное обозрение №6, 2012. С.16-22

Категория: Стратегия, концепции | Добавил: pentagonus (12.08.2012) | Автор: Капитан 2 ранга Д. Галин
Просмотров: 5062 | Теги: доктрина, стратегия, Д. Галин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz