Стратегия национальной безопасности Великобритании
Полковник запаса Ю. Литвинов
Военно-политическое руководство Великобритании к внешним угрозам
национальной безопасности относит: международный терроризм во всех формах его
проявления; кибератаки; производство оружия массового поражения (ядерного,
химического, биологического) и средств его доставки; техногенные катастрофы и
чрезвычайные ситуации; природные катаклизмы и стихийные бедствия различного
характера.
В перечень внутренних угроз включены: расстановка и степень напряженности
отношений основных политических сил; направленность и характер деятельности
националистических и сепаратистских группировок; политический и религиозный
экстремизм; криминализация общественных отношений. К ним также могут относиться
состояние дел в области науки, экономики, социальной сферы, энергетики,
происходящие изменения климатических условий, глобализация миграционных
процессов, урбанизация и ряд других факторов.
Стратегия национальной безопасности Великобритании в концентрированном виде
отражает взгляды военно-политического руководства (ВПР) страны на подходы к
парированию вызовов и угроз нации в новых геополитических условиях, определяет
формы и способы адекватного применения сил и средств, алгоритм межведомственного
взаимодействия по всестороннему обеспечению осуществляемых ими действий.
В
документе сформулирована политико-правовая основа обеспечения национальной
безопасности, которая, по оценкам английских аналитиков, представляет собой
совокупность взаимосвязанных нормативных актов (концептуальных, идеологических,
юридических) и методических документов, организационно-технологических и иных
мероприятий, а также сопутствующих этим актам и мероприятиям сил и средств.
Реализация заложенных в стратегии национальной безопасности планов должна
способствовать достижению двух целей: во-первых, обеспечить безопасность
Великобритании путем защиты населения, экономики, инфраструктуры, территории и
образа жизни от всех рисков, которые могут воздействовать непосредственно;
во-вторых, создать условия по поддержанию стабильности в мире посредством
снижения вероятности рисков, затрагивающих страну или ее интересы за рубежом, а
также эффективного применения инструментов влияния на процесс формирования
безопасной глобальной окружающей среды и заблаговременного устранения
потенциальных источников угроз.
Основные концептуальные положения стратегии национальной безопасности
Великобритании разработаны советом национальной безопасности (СНБ) государства,
который в своих оценках делает вывод об отсутствии угрозы нападения извне и
одновременно о повышении уязвимости, вызванной достаточно большой открытостью
государства в мире. В первую очередь это обусловливается причинно-следственными
связями мирового развития, начавшегося по завершении эры «холодной войны», в
условиях которого Великобритания сталкивается с большим количеством внешних и
внутренних угроз более сложной природы.
СНБ, основываясь на адаптированных положениях, принял набор решений по
комплексным задачам национальной безопасности и сформулировал пути их
достижения, реализация которых на последующие пять лет будет осуществляться с
учетом их важности путем расстановки приоритетов в распределении ресурсов и
развитии потенциала государства. При этом в основу положена перманентная
способность обеспечения адекватной реакции на основные вызовы посредством
сохранения ключевых антитеррористических возможностей по всем направлениям.
Предусматривается увеличить эффективность программы обеспечения
кибербезопасности, сосредоточить межведомственные усилия в условиях стихийных
бедствий, объединить и интегрировать возможности дипломатии, а также силовых
ведомств для предотвращения международных военных конфликтов.
Поддержание уровня готовности государства адекватно растущей неопределенности в
условиях нетрадиционных вызовов и угроз предполагается обеспечивать посредством
всеобъемлющего мониторинга, направленного на определение и предотвращение угроз
на этапе их возникновения и недопущения их практической реализации, а также на
предупреждение конфликтов и создание локального потенциала для решения всего
спектра потенциальных задач. Основы направления обеспечения достаточной
эффективности данного положения предусматривают использование широкого спектра
силовых инструментов и другие подходы, позволяющие гарантировать обеспечение
гибкости по адаптации к изменяющейся структуре будущих угроз, расширить области
взаимозависимости Великобритании с союзниками и партнерами в сфере
задействования коллективных ресурсов посредством координации и интеграции
военного, дипломатического и разведывательного потенциалов. Кроме того,
взаимодействие с ключевыми партнерами потребует большей совместимости в сфере
использования военного потенциала, технологий и программ с учетом потенциально
большего количества специализаций, а также осуществления политики защиты
промышленности и технологий, предусматривающей обеспечение независимости их
действий в отношении вооруженных сил, включая увеличение объемов закупок и
расходов на экспорт.
Одним из основополагающих способов считается комплексный подход к оценке вызовов
как на правительственном, так и на международном уровне с последующим
определением причин их возникновения на ранней стадии. Важная роль отводится
департаменту международного развития, который призван содействовать выполнению
программ по сокращению бедности и снижению неустойчивости экономики
слаборазвитых стран, что в конечном результате поможет им совместно избежать
кризиса или разрешить конфликтную ситуацию.
В
качестве одной из эффективных форм действий рассматривается углубление процесса
дальнейшего совершенствования международной системы контроля в вопросах хранения
химических, биологических, радиологических и ядерных запасов, борьбы с
распространением расщепляющихся материалов и недопущения их использования
террористическими организациями.
Особым направлением деятельности считается защита интересов Великобритании в
границах национальной территории и на международном уровне с целью устранения
физических и других видов угроз, исходящих от государственных и
негосударственных источников. Реализация планов предусматривает наличие
минимально необходимого количества средств ядерного сдерживания, увеличение
инвестиций в новые, перспективные технологии, которые будут содействовать
наращиванию потенциала силовых структур по решению стоящих перед ними задач. При
этом в качестве одного из вероятных способов предлагается постоянный контроль за
эскалацией и урегулированием кризисов за пределами национальной территории,
включая правовое использование соответствующих структур для силовой поддержки
жизненно важных интересов Великобритании и защиты ее заморских территорий. В
связи с этим СНБ планирует увеличить возможности по размещению военных и
гражданских специалистов в районах потенциальных конфликтов с целью
заблаговременного создания благоприятных условий по стабилизации обстановки
невоенными средствами в различных регионах мира.
Ключевыми направлениями обеспечения стабильности обстановки внутри страны
считаются следующие: повышение безопасности (включая ядерные) критически важных
объектов, имеющих ключевое значение; усиление возможностей предвидения и
урегулирования кризисов, а также оперативного реагирования на внутренние
чрезвычайные ситуации; устойчивая поставка ресурсов и их рациональное
распределение.
В
стратегии национальной безопасности ВПР Великобритании акцентирует внимание на
необходимости учета географического фактора, предполагающего заблаговременное
размещение национальных воинских контингентов за пределами своей территории.
Вместе с тем подчеркивается, что островное расположение государства позволяет
ему занимать важное место в политической и экономической структуре международных
отношений, что должно максимально использоваться и реализовываться в содержании
и реальных шагах внутренней и внешней политики.
Британское руководство полагает, что в критических ситуациях практическое
выполнение концептуальных положений стратегии национальной безопасности, а также
разработку механизма принятия решений и алгоритма действий необходимо
осуществлять на уровне СНБ с участием главных министров, командования
вооруженных сил и руководства специальных служб, что позволит сделать
инфраструктуру институтов государственной власти максимально гибкой и
дееспособной в условиях кризиса. Кроме того, предполагаемое планирование должно
осуществляться с учетом результатов деятельности дипломатических
представительств и разведывательных служб, призванных обеспечить руководство
страны необходимой информацией для принятия адекватных решений по недопущению
реализации угроз.
В
области обеспечении национальной безопасности особое место занимают вопросы
расширения сфер взаимодействия между правительством, частным сектором и
общественностью в целях объединения усилий по противодействию и нейтрализации
последствий возможных вызовов и угроз, что будет способствовать быстрому
восполнению потерь и оперативному восстановлению работоспособности
инфраструктуры государства. Обязательным также считается углубление
сотрудничества между военными и гражданскими службами в вопросах стабилизации
обстановки в «горячих точках», в основу чего должен быть положен опыт,
полученный в Боснии, Косово, Сьерра-Леоне, Ираке и Афганистане.
Руководство Великобритании рассматривает эффективность стратегии национальной
безопасности в прямой зависимости от состояния экономической безопасности
государства, что влияет на формы и способы, масштабы и содержание мер
антитеррористического и антикризисного противодействия, а также на уровень
научно-технического прогресса, предопределяющего качество и количество
вооружений в национальных силовых структурах.
ВПР страны делает вывод, что для достижения целей, сформулированных в стратегии,
обязательным условием является демонстрация военной мощи государства при
активном участии в деятельности международных евроатлантических институтов. В
связи с этим важными считаются положения, затрагивающие будущее английских ВС,
сбалансированные подходы к финансированию оборонного комплекса, обеспечивающего
реализацию планов развития ВС, вооружения и подготовки для ведения боевых
действий в современных условиях. При этом приоритет отдается поддержанию особых
отношений с Соединенными Штатами Америки, активному участию в
военно-политической деятельности НАТО и Евросоюза, а также постоянному
присутствию в Совете
Безопасности ООН. Особое внимание уделяется необходимости укрепления
экспедиционных возможностей ВС, что позволит эффективно действовать на заморских
территориях самостоятельно или при участии в операциях коалиционных группировок
и совместно с союзниками обеспечить стратегическое присутствие в кризисных
районах в любой точке мира.
Влияние данных факторов на национальную безопасность вынуждает англичан
радикально пересмотреть содержание принятой ранее стратегии и объединить усилия
по повышению ее эффективности в современных условиях. В этой связи содержание
стратегии национальной безопасности дополняет «Обзор стратегической обороны и
безопасности», в котором определены основные направления военного строительства,
а также дальнейшего развития силовых структур с целью повышения их роли в
решении задач обеспечения военной безопасности государства в изменяющейся
военно-стратегической обстановке.
Основными целями, сформулированными в этом документе, являются: вскрытие,
предотвращение, локализация и нейтрализация внешних угроз; создание
благоприятных внешних условий существования и развития Великобритании.
Комплексное решение данных задач должно обеспечить СНБ страны основания,
достаточные для принятия соответствующих мер в рамках обеспечения национальной
безопасности, а также определить сферы сосредоточения основных усилий и
главенствующие направления внешнеполитического курса государства.
Британское ВПР, анализируя роль военной составляющей в обеспечении безопасности,
провело всесторонний анализ состояния и перспектив развития геополитической
обстановки, определило вектор направленности усилий и сосредоточения доступных
ресурсов, приоритеты внутренней и внешней политики, классифицировало риски,
конкретизировало цели, стоящие перед страной до 2020 года, и обозначило пути их
достижения. Анализ состояния военно-стратегической обстановки, проведенный в
стратегии национальной безопасности, показывает, что развязывание
крупномасштабных военных агрессий со стороны других государств против
Великобритании маловероятно. Тем не менее подчеркивается необходимость
поддержания высокого уровня готовности национальных средств сдерживания, в
первую очередь ядерного компонента, в том числе путем расширения партнерства с
союзниками в данной области. В то же время в документе говорится, что низкая
вероятность крупномасштабной войны не означает задействования меньших ресурсов,
поскольку непредсказуемость развития обстановки может потребовать подключения
всех составляющих потенциала государства.
Основное внимание в обзоре уделено реформированию ВС, способных своей
численности, оснащенности их ВВТ и подготовке решать весь комплекс задач по
обеспечению безопасности Великобритании в современных условиях, а как силовой
инструмент защитить интересы государства, когда другие рычаги воздействия могут
оказаться недостаточно эффективными. В документе сформулированы основные задачи
английских вооруженных сил, которые в целом сводятся к обеспечению ядерного
сдерживания, защите островной части и заморских территорий Великобритании,
оказанию поддержки гражданскому сектору в период кризиса.
1
этой связи первостепенное внимание уделено реструктуризации национальных
вооруженных сил, в основу которой положены планы совершенствования ядерного
потенциала сдерживания, реорганизации видов ВС, поставки в войска перспективных
боевых и вспомогательных систем, что, по взглядам британских военных аналитиков,
должно обеспечить решение задач предупреждения развязывания конфликтов или
достижения в ходе кампаний решающего превосходства над противником.
В
соответствии с руководящими принципами обеспечения национальной безопасности
центральное место отводится концепции поддержания оптимального состава ядерного
арсенала, применение которого предусматривается только в условиях чрезвычайных
обстоятельств как мера самообороны, включая защиту союзников по
Североатлантическому союзу. В то же время при возникновении реальной угрозы
несанкционированного производства и распространения оружия массового поражения и
средств его доставки Великобритания оставляет за собой право на пересмотр своей
позиции.
Реализация программы сохранения и усиления собственного независимого ядерного
потенциала как гаранта безопасности Великобритании намечена в рамках проекта под
условным наименованием «Инишиэл Гейт» (Initial Gate), предусматривающего вместо
ПЛАРБ типа «Вэнгард», эксплуатационный ресурс которых заканчивается в 2020 году,
принять до 2018-го в состав ВМС три-четыре новые атомные подводные лодки с
модернизированными баллистическими ракетами «Трайдент» на борту. Кроме того, для
решения задач сдерживания предполагается задействовать новые ПЛА типа «Эстьют»,
имеющие на вооружении КРМБ «Томахок».
По
оценкам военных аналитиков, группировка сухопутных войск к 2020 году должна быть
в готовности к проведению краткосрочных операций, участию в коалиционных
(международных) акциях как на Европейском театре, так и за его пределами, в
операциях вмешательства или принуждения к миру и стабилизации, а также к решению
задач по ликвидации последствий конфликта. Подчеркивается, что анализ применения
воинских контингентов на Балканах, в Афганистане и Ираке позволит провести
корректировку направлений их подготовки.
Планами предусматривается реорганизация командной структуры сухопутных войск,
формирование пяти многоцелевых бригад численностью около 6 500 военнослужащих
каждая, формируемых по модульному принципу, создание военно-стабилизационной
группы поддержки для всестороннего консультативного обеспечения деятельности
военного штаба и групп гражданских советников, в компетенцию которых входят
задачи по нормализации обстановки в районе кризиса или определение необходимости
участия в различных конфликтах, которые могут возникнуть в течение следующих
десятилетий.
ВМС к 2020 году, по взглядам британского военно-политического руководства,
должны быть в состоянии решать задачи непрерывного ядерного сдерживания, морской
обороны Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, а также
обеспечить постоянное присутствие в приоритетных регионах мира.
Подводный флот будет представлен стратегическими атомными подводными лодками с
модернизированными БРПЛ «Трайдент» и семью новыми ПЛА типа «Эстьют».
Основу ударной мощи надводной группировки королевских ВМС к 2020 году составит
планируемый к принятию на вооружение авианосец «Королева Елизавета», благодаря
долгосрочной перспективе сохраниться возможность развертывания авиационных
группировок в любой точке мира без использования авиабаз союзников и будет
достигнута полная оперативная совместимость с авианосными силами ВМС США и
Франции. Кроме того, в составе надводных сил предполагается иметь 19 эскадренных
миноносцев и фрегатов, позволяющих гибко реагировать в различных операциях - от
полномасштабных боевых действий на море и защиты морских коммуникаций до
демонстрации военного присутствия Великобритании или усиления военно-морской
группировки региональных партнеров.
Военно-воздушные силы к 2020 году должны быть в состоянии решать задачи ПВО
Великобритании и заморских территорий в Южной Атлантике, веления всех видов
воздушных операций в обычных условиях и в составе экспедиционных авиагруппировок
при поддержке наземных операций, осуществлять авиационную поддержку других видов
национальных вооруженных сил, а также воздушные переброски в стратегической и
тактической глубине. Для решения данных задач в составе авиационного парка
английских ВВС к 2020 году планируется иметь многоцелевые боевые самолеты
«Тайфун» и F-35, транспортные А.400М (22 единицы), С-17 (семь) и А.330 (14),
самолет-разведчик RC-135 и самолет ДРЛО и управления E-3D «Сентри».
Особое внимание военно-политическое руководство Великобритании уделяет
поддержанию достаточного уровня готовности передовых операционных баз
в Гибралтаре, на Кипре, группировки британских вооруженных сил в Южной Атлантике
на Фолклендских о-вах и о. Вознесения, а также обеспечению регулярного
присутствия войск в Южной Георгии, на Южных Сандвичевых о-вах и о. Диего-Гарсия
(арх. Чагос, британская территория в Индийском океане). По взглядам западных
военных экспертов, это позволит англичанам и их союзникам расширить
географические границы развертыванию сил и средств и масштабы их оперативного
применения в рамках военных акций в любом районе мира.
В
планах ВПР страны ключевое место отводится определению основных направлений в
области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по модернизации
существующих и разработке новых образцов вооружений. Эффективности в данной
сфере деятельности предполагается достичь посредством сбалансированных оборонных
исследований в ключевых областях, а также тесного сотрудничества с США и другими
союзниками по Североатлантическому союзу.
В
целом мероприятия в рамках концептуальных положений стратегии национальной
безопасности позволяют британскому руководству с учетом задач в области военного
строительства и долгосрочного планирования определить основные векторы развития
национальных ВС до 2020 года, что обеспечит эффективность их действий в рамках
всего диапазона возможных операций по защите ключевых интересов страны по всему
миру.
Анализ концептуальных положений стратегии национальной безопасности раскрывает
содержание и направленность внешнеполитического курса и внутренней политики
государства по сохранению и укреплению доминирующих позиций на мировой арене.
Проведено категорирование потенциальных вызовов, выработаны подходы,
оптимизированы силы и средства для их нейтрализации или ликвидации,
сформулированы принципы консолидации усилий по противодействию терроризму,
защите коалиционных интересов с привлечением многонациональных группировок, а
также политических, экономических и других невоенных инструментов воздействия по
стабилизации обстановки. Дальнейшее развитие получила теория определения
характера потенциальных угроз и их возможного влияния на безопасность страны, а
для их нейтрализации - концепция задействования наряду с политическими силовых
методов.
В целом содержание и направленность концептуальных положений стратегии
национальной безопасности Великобритании с учетом внесенных изменений полностью
согласуются с внешнеполитическим курсом США, НАТО и нацелены на сохранение
доминирующих позиций государства на евроатлантическом пространстве и за его
пределами.
Зарубежное военное обозрение №4 2011 С. 3- 10
|