Авиационная промышленность Великобритании
С. Захарова
Авиационная промышленность Великобритании является одной из старейших в мире -
она ведет свою историю со времен Первой мировой войны. В период с 1914 по 1918
год на британских заводах было построено свыше 55 тыс. летательных аппаратов
различного назначения, включая многомоторные бомбардировщики и летающие лодки,
являвшиеся верхом инженерной мысли того времени. Во время Второй мировой войны
авиапром обеспечивал национальные вооруженные силы современными боевыми
самолетами собственной разработки, которые по своим тактико-техническим
характеристикам находились на уровне лучших мировых образцов. За пять лет войны
в стране было построено около 125 тыс. боевых самолетов, в том числе более 16
тыс. бомбардировщиков "Стирлинг", "Галифакс" и "Ланкастер", а также почти 300
истребителей "Метеор". В послевоенный период британские самолетостроители одними
из первых освоили выпуск реактивной техники, в частности магистральных
авиалайнеров и бомбардировщиков.
В настоящее время авиационная промышленность Великобритании является
высокоразвитой и высокотехнологичной отраслью промышленности и располагает
мошной научно-технической и производственной базой. По объему выпускаемой
авиапромом продукции (годовой объем продаж отрасли составляет более 21 млрд
фунтов стерлингов) Великобритания занимает третье после Франции и Германии место
среди европейских стран.
Состав отрасли неоднороден. Наряду с основными компаниями-производителями,
такими как "БАэ системз", британские отделения консорциумов ЕАДС, "Финмекканика"
и "Роллс-Ройс", выпуск авиационной техники обеспечивают более 3 ООО предприятий.
Доля малых и средних компаний, осуществляющих поставки авиадвигателей, элементов
планера и бортового оборудования, достигает 70 %
|
Распределение занятости по секторам авиационного
производства |
|
Структура производства по направлению деятельности |
|
Структура выпускаемой продукции по назначению |
Численность занятых в отрасли около 100 тыс. человек, что составляет примерно
3,5 % всех занятых в обрабатывающей промышленности страны. Кроме того,
авиапромышленность обеспечивает еще более 220 тыс. рабочих мест в смежных
отраслях. Распределение занятости по секторам авиационного производства
представлено на рисунке.
Высокая наукоемкость выпускаемой продукции определяет квалификационный состав
занятых в отрасли. Так, на долю инженерно-технического состава приходится до 65
% занятых, из которых около 60 - это специалисты с высшим образованием.
На предприятиях, расположенных на территории Великобритании, разрабатываются и
производятся двигатели, различное авиационное оборудование и системы, а также
проводится ремонт и модернизация авиатехники. Номенклатура выпускаемой продукции
включает в себя технику как гражданского, так и военного назначения.
Следует отметить, что в настоящее время все большая доля в общем объеме
выпускаемой авиационной промышленностью Великобритании продукции приходится на
производство узлов и агрегатов в рамках программы межгосударственной кооперации.
Это связано прежде всего с повышением сложности разработки и, как следствие,
увеличением расходов на создание самолетов нового поколения как военного, так и
гражданского назначения.
Сложившаяся ситуация характерна и для других государств Европы. Для решения
данной проблемы в авиастроении уже с 70-х годов XX столетия практикуется
формирование консорциумов ("Панавиа", "Сепекат", "Эрбас" и др.).
Британские авиастроительные компании в рамках европейской кооперации активно
сотрудничают с другими производителями. Однако, несмотря на участие в разработке
и выпуске современной авиатехники, страна постепенно вышла из состава
производителей летательных аппаратов гражданского назначения, за исключением
вертолетов, и специализируется в основном на выпуске узлов и агрегатов. Так,
формирование консорциума "Эрбас", целью которого было снижение влияния
американских компаний на рынках магистральных авиалайнеров, привело к тому, что
конечная сборка средне- и дальнемагистральных гражданских самолетов в настоящее
время сконцентрирована на французских и германских заводах, принадлежащих
консорциуму ЕАДС (в который входит и "Эрбас"), а на британских предприятиях
производится конечная сборка только региональных самолетов.
Похожим образом складывается ситуация и в военном секторе самолетостроения.
Например, из-за мирового финансового кризиса министерство обороны Великобритании
было вынуждено сократить закупки многоцелевого истребителя "Тайфун" (его сборка
для национальных ВС осуществляется на заводе в г. Уортон).
Однако с целью содействия развитию авиационной промышленности правительство
Великобритании предпринимет на государственном уровне комплекс мер, направленных
на сохранение и укрепление позиций британских компаний, участвующих в
авиастроении, на европейском и мировом рынках. В частности, правительством была
разработана и принята стратегия развития отрасли до 2020 года, согласно которой
намечено укреплять британские позиции по таким направлениям деятельности, как
двигателестроение, тренажеры, авиационные средства поражения, навигационные
системы и др. Кроме того, на законодательном уровне предусматривается льготное
налогообложение деятельности компаний, работающих в данной отрасли.
Еще одним направлением по укреплению позиций британского авиапрома является
привлечение иностранных инвесторов, особенно на этапах НИОКР. Собственные
расходы на НИОКР в Соединенном Королевстве составляют около 1,6 млрд фунтов
стерлингов в год.
Следствием принятых правительством мер стало также решение для "БАэ системз" и "Роллс-Ройс"
о снижении порога, ограничивающего долю акций, принадлежащих иностранным
владельцам, до 50,1 % (ранее этот показатель составлял 49,5 %). По мнению
британского руководства, принятые меры способны повысить конкурентоспособность
авиационной продукции страны на мировом рынке и смягчить для национальных
производителей последствия кризисных явлений в экономике.
Несмотря на то что Великобритания не обладает возможностями по реализации всех
этапов жизненного цикла самолетов, на ее заводах в рамках международной
кооперации налажены разработка, производство и конечная сборка летательных
аппаратов гражданского и военного назначения, проводится также модернизация и
ремонт AT, выпускаются узлы, агрегаты и авиационное оборудование.
Самолеты военного назначения разрабатываются и выпускаются главным образом на
предприятиях, входящих в крупнейшую британскую компанию "БАэ системз". Ее
отделение, отвечающее за самолетостроение, кораблестроение и системы вооружения,
насчитывает более 31 тыс. человек, что составляет 41 % общего числа занятых в
компании. Непосредственно на самолетостроительных заводах задействовано более 8
тыс. человек. В 2010 году годовой объем продаж отделения достиг 6,7 млрд фунтов
стерлингов, объем заказов - 4,1 млрд (при общем портфеле заказов 21,1 млрд),
операционная прибыль до налогообложения превысила 0,5 млрд.
В секторе военного самолетостроения на заводе компании, расположенном в г.
Уортон (графство Ланкашир), проводятся работы по сборке учебно-боевого "Хок" Т2,
многоцелевого истребителя "Тайфун", истребителя-бомбардировщика "Торнадо" GR.4 и
др. Кроме того, на ее предприятиях выпускаются узлы и агрегаты для авиационной
техники. В частности, в рамках общеевропейской программы "Еврофайтер" завод в г.
Престон (графство Ланкашир) производит носовую и хвостовую секции фюзеляжа,
элементы крыла, узлы и агрегаты для истребителя "Тайфун". Предприятие в г.
Самлсбури (графство Ланкашир) выпускает хвостовые секции фюзеляжа и хвостовое
оперение для тактического многоцелевого истребителя F-35.
В секторе гражданского самолетостроения работают такие компании как "ЕАДС Ю-Кей",
"Шорт бразерс" (дочерняя компания канадской "Бомбардье") и "Бриттен Норманн".
Заводы британских компаний занимаются ремонтом, модернизацией и производством
комплектующих для гражданских самолетов компании "Эрбас". Наиболее крупным
производителем AT гражданского назначения в Великобритании является отделение
компании "Эрбас", входящей в консорциум ЕАДС.
На территории страны расположено два крупных центра: в городах Филтон и Броутон
(Северный Уэльс). В первом находится подразделение конструкторского бюро
компании "Эрбас" с числом занятых около 4,5 тыс. человек. Здесь ведутся
разработка, продувка и испытания крыла, топливных систем и шасси. Имеется цех по
сборке крыла для ВТС А.400М. Кроме того, центр в г. Филтон разрабатывает
композиционные материалы, используемые в элементах конструкций. На заводе,
расположенном в г. Броутон, осуществляется сборка крыла для гражданских
самолетов, в том числе для А.380. Число занятых составляет 5 тыс. человек.
Сектор вертолетостроения, который также является достаточно развитым и
конкурентоспособным на мировом рынке вертолетной техники, представлен в
Великобритании компанией "Агуста-Уэстленд", входящей в корпорацию "Финмекканика"
(штаб-квартира расположена в Риме). На ее долю приходится около 20 % мирового
рынка вертолетной техники военного назначения. На предприятиях компании,
находящихся на территории Великобритании, занято около 4 тыс. человек. Общий
штат "Агуста-Уэстленд" более 70 тыс. человек.
В настоящее время британское отделение компании выпускает многоцелевые вертолеты
типов AW-119Ке, AW-159 "Линкс Уайлдкэт", "Супер Линкс", AW-101 "Мерлин", в
рамках международного сотрудничества участвует в программах по созданию и
производству вертолетов типов NH-90 и AW-139, самолета с коротким или
вертикальным взлетом и посадкой ВА-609, а также занимается модернизацией,
ремонтом и техобслуживанием вертолетной техники.
Сборка военных вертолетов осуществляется на заводе, расположенном в г. Йовел
(графство Сомерсет). Здесь же находится научно-исследовательский центр по
разработке вертолетной техники и академия, готовящая специалистов в области
вертолетостроения.
Многоцелевые вертолеты AW-159 "Линкс Уайлдкэт", "Супер Линкс" и AW-101 "Мерлин"
различных модификаций также приняты на вооружение ВМС Бразилии, Дании, Франции,
Германии, Республики Кореи, Нидерландов, ВВС Норвегии, Омана и других стран. Для
национальных вооруженных сил вертолет AW-159 "Линке Уайлдкэт" производится в
двух модификациях: легкого разведывательного вертолета - для СВ, а также
патрульного и ударно-разведывательного -для ВМС. Вертолет AW-101 "Мерлин" тоже
выпускается: для СВ Великобритании (военно-транспортная версия) и для ВМС
(противолодочная).
Одним из мировых лидеров в области авиадвигателестроения является компания "Роллс-Ройс",
основанная в 1906 году, со штаб-квартирой в г. Дерби (графство Дербишир). Объем
ее продаж в 2011 году превысил 11,3 млн фунтов стерлингов, портфель заказов на
конец 2011-го составил 62,2 млрд, прибыль- 1,2 млн. Численность персонала
компании более 40 тыс. человек.
Авиационные двигатели "Роллс-Ройс" используются как на гражданских, так и на
военных самолетах и вертолетах в более чем 100 странах мира. Номенклатура
продукции включает в себя турбореактивные, турбовинтовые и турбовальные
двигатели. Партнерами компании являются фирмы "Боинг", "Эрбас", "Еврофайтер",
"Локхид-Мартин" и "Еврокоптер".
Кроме авиадвигателей "Роллс-Ройс" разрабатывает и производит: силовые установки
и движители для торговых судов, моторных лодок и яхт, кораблей ВМС; системы
автоматизации для судов и кораблей; газовые турбины; центробежные насосы и
компрессоры; топливные ячейки и другое оборудование.
В Великобритании существует также ряд фирм, специализирующихся на разработке и
выпуске авиационных систем различного назначения: систем бортового и наземного
оборудования, радионавигационных систем, систем управления и энергоснабжения,
светотехнической аппаратуры и т. д. Основными компаниями - производителями
данной продукции являются: "Смите групп", "Кобхэм", "Месье Доути", "Айкор
интернэшнл", "Итон аэроспейс" и др.
В заключение необходимо отметить, что для авиационной промышленности
Великобритании, как и для большинства европейских стран, характерно ее активное
участие в интеграционных и кооперационных процессах на национальном и
международном уровне с европейскими и американскими производителями AT. Это
позволяет британским производителям повысить конкурентоспособность своей
продукции, сократить затраты на НИОКР, а также решить ряд финансовых и
материально-технических проблем, в частности неполного цикла производства. Одной
из особенностей авиапрома страны является то, что предприятия, входящие в
отрасль, специализируются в основном не на конечной сборке, а на выпуске и
поставке на мировой рынок узлов и агрегатов авиационной техники.
Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 57-62
|