Главная British Army Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 22.09.2017, 09:06
Меню сайта

Категории раздела
инфраструктура [0]
ВПК [6]
История [1]

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » Общее » ВПК

Авиационная промышленность Великобритании (2012)

Авиационная промышленность Великобритании

С. Захарова

Авиационная промышленность Великобритании является одной из старейших в мире - она ведет свою историю со времен Первой мировой войны. В период с 1914 по 1918 год на британских заводах было построено свыше 55 тыс. летательных аппаратов различного назначения, включая многомоторные бомбардировщики и летающие лодки, являвшиеся верхом инженерной мысли того времени. Во время Второй мировой войны авиапром обеспечивал национальные вооруженные силы современными боевыми самолетами собственной разработки, которые по своим тактико-техническим характеристикам находились на уровне лучших мировых образцов. За пять лет войны в стране было построено около 125 тыс. боевых самолетов, в том числе более 16 тыс. бомбардировщиков "Стирлинг", "Галифакс" и "Ланкастер", а также почти 300 истребителей "Метеор". В послевоенный период британские самолетостроители одними из первых освоили выпуск реактивной техники, в частности магистральных авиалайнеров и бомбардировщиков.

В настоящее время авиационная промышленность Великобритании является высокоразвитой и высокотехнологичной отраслью промышленности и располагает мошной научно-технической и производственной базой. По объему выпускаемой авиапромом продукции (годовой объем продаж отрасли составляет более 21 млрд фунтов стерлингов) Великобритания занимает третье после Франции и Германии место среди европейских стран.

Состав отрасли неоднороден. Наряду с основными компаниями-производителями, такими как "БАэ системз", британские отделения консорциумов ЕАДС, "Финмекканика" и "Роллс-Ройс", выпуск авиационной техники обеспечивают более 3 ООО предприятий. Доля малых и средних компаний, осуществляющих поставки авиадвигателей, элементов планера и бортового оборудования, достигает 70 %


Распределение занятости по секторам авиационного производства
 
Структура производства по направлению деятельности
 
Структура выпускаемой продукции по назначению

Численность занятых в отрасли около 100 тыс. человек, что составляет примерно 3,5 % всех занятых в обрабатывающей промышленности страны. Кроме того, авиапромышленность обеспечивает еще более 220 тыс. рабочих мест в смежных отраслях. Распределение занятости по секторам авиационного производства представлено на рисунке.

Высокая наукоемкость выпускаемой продукции определяет квалификационный состав занятых в отрасли. Так, на долю инженерно-технического состава приходится до 65 % занятых, из которых около 60 - это специалисты с высшим образованием.

На предприятиях, расположенных на территории Великобритании, разрабатываются и производятся двигатели, различное авиационное оборудование и системы, а также проводится ремонт и модернизация авиатехники. Номенклатура выпускаемой продукции включает в себя технику как гражданского, так и военного назначения.

Следует отметить, что в настоящее время все большая доля в общем объеме выпускаемой авиационной промышленностью Великобритании продукции приходится на производство узлов и агрегатов в рамках программы межгосударственной кооперации. Это связано прежде всего с повышением сложности разработки и, как следствие, увеличением расходов на создание самолетов нового поколения как военного, так и гражданского назначения.

Сложившаяся ситуация характерна и для других государств Европы. Для решения данной проблемы в авиастроении уже с 70-х годов XX столетия практикуется формирование консорциумов ("Панавиа", "Сепекат", "Эрбас" и др.).

Британские авиастроительные компании в рамках европейской кооперации активно сотрудничают с другими производителями. Однако, несмотря на участие в разработке и выпуске современной авиатехники, страна постепенно вышла из состава производителей летательных аппаратов гражданского назначения, за исключением вертолетов, и специализируется в основном на выпуске узлов и агрегатов. Так, формирование консорциума "Эрбас", целью которого было снижение влияния американских компаний на рынках магистральных авиалайнеров, привело к тому, что конечная сборка средне- и дальнемагистральных гражданских самолетов в настоящее время сконцентрирована на французских и германских заводах, принадлежащих консорциуму ЕАДС (в который входит и "Эрбас"), а на британских предприятиях производится конечная сборка только региональных самолетов.

Похожим образом складывается ситуация и в военном секторе самолетостроения. Например, из-за мирового финансового кризиса министерство обороны Великобритании было вынуждено сократить закупки многоцелевого истребителя "Тайфун" (его сборка для национальных ВС осуществляется на заводе в г. Уортон).

Однако с целью содействия развитию авиационной промышленности правительство Великобритании предпринимет на государственном уровне комплекс мер, направленных на сохранение и укрепление позиций британских компаний, участвующих в авиастроении, на европейском и мировом рынках. В частности, правительством была разработана и принята стратегия развития отрасли до 2020 года, согласно которой намечено укреплять британские позиции по таким направлениям деятельности, как двигателестроение, тренажеры, авиационные средства поражения, навигационные системы и др. Кроме того, на законодательном уровне предусматривается льготное налогообложение деятельности компаний, работающих в данной отрасли.

Еще одним направлением по укреплению позиций британского авиапрома является привлечение иностранных инвесторов, особенно на этапах НИОКР. Собственные расходы на НИОКР в Соединенном Королевстве составляют около 1,6 млрд фунтов стерлингов в год.

Следствием принятых правительством мер стало также решение для "БАэ системз" и "Роллс-Ройс" о снижении порога, ограничивающего долю акций, принадлежащих иностранным владельцам, до 50,1 % (ранее этот показатель составлял 49,5 %). По мнению британского руководства, принятые меры способны повысить конкурентоспособность авиационной продукции страны на мировом рынке и смягчить для национальных производителей последствия кризисных явлений в экономике.

Несмотря на то что Великобритания не обладает возможностями по реализации всех этапов жизненного цикла самолетов, на ее заводах в рамках международной кооперации налажены разработка, производство и конечная сборка летательных аппаратов гражданского и военного назначения, проводится также модернизация и ремонт AT, выпускаются узлы, агрегаты и авиационное оборудование.

Самолеты военного назначения разрабатываются и выпускаются главным образом на предприятиях, входящих в крупнейшую британскую компанию "БАэ системз". Ее отделение, отвечающее за самолетостроение, кораблестроение и системы вооружения, насчитывает более 31 тыс. человек, что составляет 41 % общего числа занятых в компании. Непосредственно на самолетостроительных заводах задействовано более 8 тыс. человек. В 2010 году годовой объем продаж отделения достиг 6,7 млрд фунтов стерлингов, объем заказов - 4,1 млрд (при общем портфеле заказов 21,1 млрд), операционная прибыль до налогообложения превысила 0,5 млрд.

В секторе военного самолетостроения на заводе компании, расположенном в г. Уортон (графство Ланкашир), проводятся работы по сборке учебно-боевого "Хок" Т2, многоцелевого истребителя "Тайфун", истребителя-бомбардировщика "Торнадо" GR.4 и др. Кроме того, на ее предприятиях выпускаются узлы и агрегаты для авиационной техники. В частности, в рамках общеевропейской программы "Еврофайтер" завод в г. Престон (графство Ланкашир) производит носовую и хвостовую секции фюзеляжа, элементы крыла, узлы и агрегаты для истребителя "Тайфун". Предприятие в г. Самлсбури (графство Ланкашир) выпускает хвостовые секции фюзеляжа и хвостовое оперение для тактического многоцелевого истребителя F-35.

В секторе гражданского самолетостроения работают такие компании как "ЕАДС Ю-Кей", "Шорт бразерс" (дочерняя компания канадской "Бомбардье") и "Бриттен Норманн". Заводы британских компаний занимаются ремонтом, модернизацией и производством комплектующих для гражданских самолетов компании "Эрбас". Наиболее крупным производителем AT гражданского назначения в Великобритании является отделение компании "Эрбас", входящей в консорциум ЕАДС.

На территории страны расположено два крупных центра: в городах Филтон и Броутон (Северный Уэльс). В первом находится подразделение конструкторского бюро компании "Эрбас" с числом занятых около 4,5 тыс. человек. Здесь ведутся разработка, продувка и испытания крыла, топливных систем и шасси. Имеется цех по сборке крыла для ВТС А.400М. Кроме того, центр в г. Филтон разрабатывает композиционные материалы, используемые в элементах конструкций. На заводе, расположенном в г. Броутон, осуществляется сборка крыла для гражданских самолетов, в том числе для А.380. Число занятых составляет 5 тыс. человек.

Сектор вертолетостроения, который также является достаточно развитым и конкурентоспособным на мировом рынке вертолетной техники, представлен в Великобритании компанией "Агуста-Уэстленд", входящей в корпорацию "Финмекканика" (штаб-квартира расположена в Риме). На ее долю приходится около 20 % мирового рынка вертолетной техники военного назначения. На предприятиях компании, находящихся на территории Великобритании, занято около 4 тыс. человек. Общий штат "Агуста-Уэстленд" более 70 тыс. человек.

В настоящее время британское отделение компании выпускает многоцелевые вертолеты типов AW-119Ке, AW-159 "Линкс Уайлдкэт", "Супер Линкс", AW-101 "Мерлин", в рамках международного сотрудничества участвует в программах по созданию и производству вертолетов типов NH-90 и AW-139, самолета с коротким или вертикальным взлетом и посадкой ВА-609, а также занимается модернизацией, ремонтом и техобслуживанием вертолетной техники.

Сборка военных вертолетов осуществляется на заводе, расположенном в г. Йовел (графство Сомерсет). Здесь же находится научно-исследовательский центр по разработке вертолетной техники и академия, готовящая специалистов в области вертолетостроения.

Многоцелевые вертолеты AW-159 "Линкс Уайлдкэт", "Супер Линкс" и AW-101 "Мерлин" различных модификаций также приняты на вооружение ВМС Бразилии, Дании, Франции, Германии, Республики Кореи, Нидерландов, ВВС Норвегии, Омана и других стран. Для национальных вооруженных сил вертолет AW-159 "Линке Уайлдкэт" производится в двух модификациях: легкого разведывательного вертолета - для СВ, а также патрульного и ударно-разведывательного -для ВМС. Вертолет AW-101 "Мерлин" тоже выпускается: для СВ Великобритании (военно-транспортная версия) и для ВМС (противолодочная).

Одним из мировых лидеров в области авиадвигателестроения является компания "Роллс-Ройс", основанная в 1906 году, со штаб-квартирой в г. Дерби (графство Дербишир). Объем ее продаж в 2011 году превысил 11,3 млн фунтов стерлингов, портфель заказов на конец 2011-го составил 62,2 млрд, прибыль- 1,2 млн. Численность персонала компании более 40 тыс. человек.

Авиационные двигатели "Роллс-Ройс" используются как на гражданских, так и на военных самолетах и вертолетах в более чем 100 странах мира. Номенклатура продукции включает в себя турбореактивные, турбовинтовые и турбовальные двигатели. Партнерами компании являются фирмы "Боинг", "Эрбас", "Еврофайтер", "Локхид-Мартин" и "Еврокоптер".

Кроме авиадвигателей "Роллс-Ройс" разрабатывает и производит: силовые установки и движители для торговых судов, моторных лодок и яхт, кораблей ВМС; системы автоматизации для судов и кораблей; газовые турбины; центробежные насосы и компрессоры; топливные ячейки и другое оборудование.

В Великобритании существует также ряд фирм, специализирующихся на разработке и выпуске авиационных систем различного назначения: систем бортового и наземного оборудования, радионавигационных систем, систем управления и энергоснабжения, светотехнической аппаратуры и т. д. Основными компаниями - производителями данной продукции являются: "Смите групп", "Кобхэм", "Месье Доути", "Айкор интернэшнл", "Итон аэроспейс" и др.

В заключение необходимо отметить, что для авиационной промышленности Великобритании, как и для большинства европейских стран, характерно ее активное участие в интеграционных и кооперационных процессах на национальном и международном уровне с европейскими и американскими производителями AT. Это позволяет британским производителям повысить конкурентоспособность своей продукции, сократить затраты на НИОКР, а также решить ряд финансовых и материально-технических проблем, в частности неполного цикла производства. Одной из особенностей авиапрома страны является то, что предприятия, входящие в отрасль, специализируются в основном не на конечной сборке, а на выпуске и поставке на мировой рынок узлов и агрегатов авиационной техники.

Зарубежное военное обозрение, 2012, №10, с. 57-62

Категория: ВПК | Добавил: pentagonus (27.11.2012) | Автор: С. Захарова
Просмотров: 4395 | Теги: авиастроение, ВПК, С. Захарова | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2017Бесплатный хостинг uCoz