Главная British Army Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSЧетверг, 18.04.2024, 09:44
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Подготовка [2]
Структура [3]
Флот [6]
Авиация ВМС [1]
Боевые операции [0]

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » Royal Navy » Флот

Внешние отличительные признаки кораблей ВМС Великобритании

Внешние отличительные признаки кораблей ВМС Великобритании

Капитан 1 ранга - инженер И. Петров
кандидат военных наук, доцент

Милитаристские круги Великобритании уделяют большое внимание развитию своих ВМС, которые являются одним из основных ударных средств английского империализма. По численности и водоизмещению корабельного состава флот занимает второе место среди капиталистических стран, и ему отводится важная роль в агрессивном блоке НАТО. Английские корабли можно встретить в водах многих морей и океанов. Поэтому читателям журнала будет интересно познакомиться с некоторыми их отличительными особенностями.

Подводные лодки. В ВМС Великобритании подводные лодки делятся на три подкласса: атомные ракетные, атомные торпедные и дизельные торпедные.

Рис 1. Атомная ракетная подводная лодка типа "Резолюшн": А - носовые горизонтальные рули: Б - отсек за ограждением рубки
Рис 2 Атомная торпедная подводная лодка типа "Вэлиант": А - носовые горизонтальные рули; Б - ограждение рубни
Рис. 3. Дизельная подводная лодка типа "Порпойс": А - носовая оконечность корпуса (как у надводного корабля): Б - обтекатель антенной системы ГАС; В - горизонтальные рули; Г - шпигаты

Атомные ракетные подводные лодки типа "Резолюшн" (рис. 1) по форме своего корпуса схожи с американскими ПЛАРБ типа "Лафайет", но в отличие от них не имеют рубочных горизонтальных рулей. Управление глубиной погружения на больших скоростях хода осуществляется кормовыми горизонтальными рулями, а на малых - носовыми. Характерными внешними отличительными признаками ПЛАРБ является наличие ракетного отсека на 16 пусковых шахт, расположенного непосредственно за ограждением рубки, и горизонтальных рулей на носовой оконечности лодки.

Английские ВМС располагают следующими атомными торпедными подводными лодками: "Дредноут" (бортовой номер S101), пятью типа "Вэлиант" (S102, S103, S46, S50 и S105) и "Свифтшур" (S126). которая в отличие от лодок типа "Резолюшн" и "Вэлиант" на 4 м короче. При нахождении перечисленных подводных лодок в надводном положении (рис. 2) наблюдатель может увидеть выступающую часть корпуса сферической формы с носовым" горизонтальными рулями и ограждением рубки трапециевидной формы.

ВМС Великобритании имеют 13 дизельных торпедных подводных лодок типа "Оберон", восемь типа "Порпойс" (рис. 3) и одну типа "А".

Внешней отличительной особенностью подводных лодок первых двух типов является корпус, имеющий форму носовой оконечности, характерную для надводных кораблей, и ограждение рубки трапециевидной формы. На палубе в районе носовой оконечности виден цилиндрический обтекатель антенной системы гидроакустической станции. Кроме того, в носовой части хорошо просматриваются горизонтальные рули. Вдоль всего корпуса подводной лодки можно заметить шпигаты. В отличие от этих лодок подводная лодка типа "Л" имеет ограждение рубки более сложной конфигурации с уступом в сторону носовой оконечности. В районе ограждения рубки ширина корпуса подводной лодки имеет характерное увеличение.

Авианосцы. ВМС Великобритании к началу 1975 года располагали одним ударным авианосцем "Арк Ройял" (рис. 4). Он имеет угловую палубу (угол между посадочной полосой и диаметральной плоскостью корабля 8,5), две катапульты (одна на угловой, а другая на полетной палубе) и два палубных самолетоподъемника. Для внешнего вила авианосца характерно наличие по правому борту островной надстройки, над которой возвышается дымовая труба и три ажурные мачты. На двух крайних мачтах смонтированы двухъярусные антенные системы (каждый ярус состоит из восьми сетчатых рупоров) радиолокационных станций дальнего обнаружения воздушных целей, а на средний-антенны радионавигационной системы "Такал", радиостанций и средств РЭБ. На островной надстройке нанесен бортовой номер корабля R09. Сзади неё на отдельной тумбе под радиопрозрачным куполом смонтирована антенна радиолокационной станции обеспечения автоматической посадки самолетов на палубу авианосца При полете над авианосцем наблюдатель может заметить катапульты, самолетоподъемники и букву R на полетной палубе в кормовой части корабля.

Рис. 4. Ударный авианосец "Арк Ройял": А - антенны РЛС обнаружения воздушных целен; Б - антенна PHC "Такаи"; В - радио прозрачный купол антенны РЛС обеспечения автоматической посадки самолета на палубу; Г - дымовая труба; Д - катапульты; Е - самолетоподьемники

Размеры авианосца "Арк Ройял" по сравнению с новейшими американскими авианосцами меньше примерно на 25 проц. Кроме отличительных особенностей силуэта самого корабля, авианосец "Арк Ройял" можно определить и по характеру использования с него палубной авиации. Так. интервалы между очередными взлетами самолетов 2-3 мин, а между посадками 4-б мин. Возможности полетной палубы авианосца ограничены, и это приводит к тому, что самолеты нередко совершают посадку после второго, а иногда и третьего захода

Крейсера. Согласно справочнику "Джейн" на 1974-1975 годы, в составе ВМС Великобритании есть крейсера и легкие крейсера. К первым отнесены корабли "Тайгер" и "Блейк", построенные в 1959 и 1961 годах как крейсера с обычным артиллерийским вооружением, а затем переоборудованные в крейсера-вертолетоносцы.

Рис. 5. Крейсер типа "Тайгер"; А - двухорудийная 152-мм башенная артустановка: Б - двухорудийная 76-мм башенная артустановка; В - антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Г - кормовая надстройка; Д - антенны РЛС управления оружием; Е - пусковые установки ЗУР "Си Кзт"
Рис. 6. Легкий крейсер "Бристоль": А - радиопрозрачные купола антенны РЛС управления оружием; Б - одноорудийная 114мм башенная артустановка; В - дымовая труба; В1 - дымовые трубы с побортным размещениям: Г - антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Д - пусковая установка ЗУР "Си Дарт"
Рис. 7. Легкие крейсера типа "Каунти": А - двухорудийная 114-мм башенная артустановка; В - пусковая установка УР "Экзосет"; В - пусковая установка ЗУР "Си Слаг": Г - взлетно-посадочная площадка для вертолета; Д - антенна РЛС управления оружием; Е - пусковые установки ЗУР "Си Кат"; Ж - антенна РЛС обнаружения воздушных целей

Отличительной особенностью крейсеров типа "Тайгер" (рис. 5) является наличие массивной кормовой надстройки и приподнятой над верхней палубой взлетно-посадочной площадки для вертолетов. Кроме того, в кормовой надстройке оборудован ангар для четырех вертолетов. Над надстройкой возвышается мачта с антенной радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. В носовой части корабля впереди надстройки размешена двухорудийная 152-мм башенная артустановка, за которой несколько выше расположена двухорудийная 76-мм башенная автоматическая артустановка. На носовой надстройке смонтированы две антенны радиолокационных станций управления оружием и треногая мачта с антеннами радио- и радиолокационных станций. Пусковые установки ЗУР "Си Кэт" находятся за кормовой дымовой трубой. Всего на корабле две дымовые трубы. На бортах крейсеров нанесены номера С20 и С99 соответственно.

К легким крейсерам справочник "Джейн" относит корабль типа "Бристоль" и восемь кораблей типа "Каунти". Ранее они считались эскадренными миноносцами УРО.

Легкий крейсер "Бристоль" имеет удлиненную верхнюю палубу, доходящую до юта, и сильно развитые надстройки (рис. 6). В носовой и кормовой частях надстройки под радиопрозрачными куполами смонтированы антенны радиолокационных станций управления оружием. В носовой части корабля расположена одноорудийная 114-мм башенная артустановка. На надстройке корабля имеются три дымовые трубы: одна в средней части надстройки, а две другие побортно в ее кормовой части. Такое размещение считается наиболее характерным отличительным признаком крейсера "Бристоль". На фок-мачте установлена антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. В кормовой части надстройки расположена грот-мачта с антеннами радио- и радиолокационной станций. Спаренная пусковая установка системы ЗУРО "Си Дарт" размещена в кормовой части корабля. За ней находится трехтрубный реактивный бомбомет "Лимбо". На борту корабля нанесен номер D23.

Одной из особенностей архитектуры легких крейсеров типа "Каунти" являются удлиненные надстройки, доведенные до бортов (рис. 7). Четыре корабля типа "Каунти" имеют по две двухорудийных 114-мм универсальных башенных артустановки, размещенных в носовой части корабля. На других четырех кораблях на месте второй башни видна пусковая установка для УР "Экзосет" класса "корабль-корабль". В кормовой части размешена взлетно-посадочная площадка для противолодочного вертолета. Ангар для него оборудован в надстройке, около которой расположена рубка с антенной радиолокационной станции управления оружием. На верхней палубе за взлетно-посадочной площадкой у всех кораблей типа "Каунти" имеются пусковые установки ферменной конструкции для ЗУР "Си Слаг". Возле ангара побортно установлены две счетверенные пусковые установки системы ЗУРО "Си Кэт". Каждый корабль имеет по две дымовых трубы и по две мачты. На грот-мачте возвышается антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей.

Эскадренные миноносцы УРО. Класс эскадренных миноносцев в ВМС Великобритании включает шесть строящихся кораблей типа "Шеффилд". Для их внешнего вида характерны гладкая палуба и две надстройки, одна из которых расположена в средней части корабля, а другая смещена к кормовой части (рис. 8). На первой надстройке просматриваются ходовой мостик, антенны радиолокационных станций управления оружием и обнаружения воздушных целей, две мачты и дымовая труба. На палубе перед носовой надстройкой видны спаренная пусковая установка системы ЗУРО "Си Дарт" и одноорудийная 114-мм башенная артустановка. На кормовой надстройке расположена антенна второй радиолокационной станции управления оружием. В этой же части над стройки оборудован вертолетный ангар, а за ним находится взлетно-посадочная площадка для вертолета.

Рис. 8. Эскадренный миноносец УРО типа "Шеффилд": А - ходовой мостик; Б - радиопрозрачные купола антенн РЛС управления оружием; В - антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Г - мачты; Д - дымовая труба: Е - пусковая установка ЗУР "Си Дарт": Ж - одноорудийная 114-мм башенная артустановка; З- кормовая надстройка с ангаром для вертолета; И - взлетно-посадочная площадка

Сторожевые корабли являются наиболее многочисленным классом кораблей английского флота. По данным справочника "Джейн", в составе регулярных ВМС Великобритании насчитывается 61 сторожевой корабль типов "Амазон", "Линдер", "Ротсэй", "Уитби", "Блэквуд", "Трайбл", "Леопард", "Солсбери", "Ярроу" и "15". Наиболее современными из них являются корабли типа "Амазон" (головной корабль серии из восьми единиц построен в 1973 году) и "Линдер" (построены в 1963- 1973 годах). Для внешнего вида корабля "Амазон" характерен корпус с удлиненным полубаком (рис. 9). В его средней части имеется надстройка, доведенная до бортов, на которой оборудована закрытая ходовая рубка полукруглой обтекаемой формы. За ней возвышается массивная мачта башенной конструкции с антеннами радиолокационных станций. На надстройке перед мачтой расположена параболическая антенна радиолокационной станции управления оружием, В кормовой части надстройки установлена низкая дымовая труба, перед которой находится вторая мачта, имеющая в верхней части штыревую антенну За дымовой трубой размещена еще одна антенна радиолокационной станции управления оружием и пусковая установка с четырьмя направляющими для ЗУР "Си Кэт". В носовой части корабля на палубе перед надстройкой расположена одноорудийная 114-мм башенная артустановка, а на палубе в кормовой части - взлетно-посадочная площадка для вертолетов. На борту корабля нанесен номер F69.

Рис. 9. Сторожевой корабль типа "Амазон": А - ходовая рубка полукруглой формы; Б - мачта башенкой конструкции; Б1 - мачта; В - антенна РЛС управления оружием; В1 - антенна РЛС управления оружием; Г - дымовая труба; Д - пусковая установка ЗУР "Си Кэт"; Е - одноорудийная 114-мм башенная артустановка; Ж - взлетно-посадочная площадка для вертолета

Рис. 10. Сторожевые корабли типа "Линдер": А - ходовая рубка; Б - мачты башенной конструкции; В - дымовая труба; Г - антенна РЛС обнаружения воздушных целей; Д - пусковая установка ЗУР "Си Кэт"; Е - двухорудийная 114-мм башенная артустановка: Е1 - пусковая установка УР "Экзосет"; Е' - пусковая установка ЛЛУР "Инара"; Ж - бомбомет "Лимбо"

Корабли типа "Линдер" имеют традиционную для английских сторожевых кораблей конструкцию корпуса с гладкой палубой и сравнительно небольшой надстройкой, размещенной в средней части корабля (рис, 10). Над надстройкой, в передней части которой размешена ходовая рубка, возвышаются две мачты башенной конструкции и дымовая труба. Корабли, оснащенные системой ЗУРО "Си Кэт", имеют на грот-мачте антенну радиолокационной станции обнаружения воздушных целей; на кораблях, вооруженных системой ПЛУРО "Икара", такой антенны нет. Пусковая установка ЗУРО "Си Кэт" смонтирована на кормовой части надстройки. Башенная артустановка размещена на главной палубе перед надстройкой. На некоторых кораблях вместо артустановки планируется разместить пусковые установки для УР "Экзосет". Чтобы разместить систему ПЛУРО "Икара", предусматривается удлинить надстройку в сторону носовой оконечности корабля. Реактивный бомбомет "Лимбо" размещен в специальном углублении палубы. В кормовой части надстройки предусмотрен ангар для вертолета, а за ним взлетно-посадочная площадка.

На всех английских сторожевых кораблях перед номером, который нанесен на среднюю часть борта, стоит буква F.

Десантные корабли ВМС Великобритании включают десантные вертолетоносцы "Гермес" и "Булварк", два десантно-вертолётных корабля-дока типа "Феарлесс" и шесть танкодесантных кораблей типа "Сэр Ланцелот". Кроме того, имеется более 40 различных десантных катеров.

Рис. 11. Десантный вертолетоносец "Гермес": А - бортовой подъемник вертолетов: Б - кормовой подъемник; В - антенна РЛС обнаружения воздушных целен; Г - антенна РНС "Танан"
Рис. 12. Десантный вертолетоносец "Булварн"; А - подъемники для вертолетов: Б - спаренные 40-мм автоматы; В - десантные катера
Рис. 13. Десантно-вертолетный корабль-док типа "Феарлесс"; А - дымовые трубы с побортным размещением; Б - взлетно-посадочная площадка для вертолетов: В - мачты башенной конструкции; Г - подъемный кран; Д - пусковая установка ЗУР "Си Кэт"

Рис. 14, Танкодесантный корабль типа "Сэр Ланцелот": А - взлетно-посадочная площадка для вертолетов; Б - иллюминаторы: В - подъемны" краны; Г - ворота Д - аппарель

Десантный вертолетоносец "Гермес" в 1973 году был переоборудован из ударного авианосца того же наименования. В процессе переоборудования с него были сняты катапульты и аэрофинишеры, а сам он был приспособлен для перевозки и использования 20 противолодочных и транспортно-десантных вертолетов.

Для внешнего вида корабля характерны наличие полетной и небольшой угловой палубы, островной надстройки и двух подъемников, один из которых бортовой, а другой - палубный (рис. 11). На островной надстройке этого корабля установлены две мачты в отличие от ударного авианосца "Арк Ройял", на котором их три. Одна из мачт вертолетоносца имеет башенную конструкцию, на ней смонтирована антенна радиолокационной станции обнаружения воздушных целей. На второй, ажурной конструкции, установлена антенна радионавигационной системы "Такан". У вертолетоносца "Гермес" одна дымовая труба. На его островной надстройке нанесен бортовой номер R12, а на кормовой части полетной палубы - буква Н. Кроме того, на полетной палубе есть разметка на восемь взлетно-посадочных мест для вертолетов.

Десантный вертолетоносец "Булварк" был переоборудован из легкого авианосца, поэтому он не имеет угловой палубы. На его островной надстройке всего одна ажурная мачта, за которой возвышается дымовая труба (рис. 12). Спаренные 40-мм автоматы расположены на спонсонах под полетной палубой (по два с каждого борта) Корабль имеет два палубных подъемника. В его кормовой части (под полетной палубой) на шлюпбалках с каждого борта размещено по два десантных катера типа LCVP. На островной надстройке нанесен бортовой номер R08. На полетнонй палубе имеется разметка на девять взлетно-посадочных мест дли вертолетов.
Кроме перечисленных внешних отличительных признаков, английские десантные вертолетоносцы "Гермес" в "Булварк" можно различить также по наличию на полетной палубе противолодочных или транспортно-десантных вертолетов.

Десантно-вертолетные корабли-доки типа "Феарлесс" имеют характерный корпус, сочетающий в себе признаки конвойного авианосца (наличие вертолетной палубы), войскового транспорта, крейсера (его обводы) и десантного транспорта-дока (рис. 13). Другими отличительными признаками этих кораблей являются размещенные в шахматном порядке с разносом по бортам дымовые трубы, вертолетная палуба над док-камерой (перекрывает ее на 3/4 длины), две мачты башенной конструкции с антеннами радио- и радиолокационных станции, подъемный кран поворотного типа на кормовой части вертолетной палубы В носовой части первого яруса надстройки размещены пусковые установки системы ЗУРО "Си Кэт". На корпусах кораблей нанесены их бортовые номера L10 и L11.

Танкодесантные корабли типа "Сэр Ланцелот" отличает наличие в кормовой части большой надстройки, доведенной до бортов (рис. 14). Там же находится взлетно-посадочная площадка для вертолетов. Над надстройкой возвышаются дымовая труба и мачта, а на ее бортах можно заметить много иллюминаторов. На палубе перед надстройкой и в районе носовой оконечности установлены подъемные краны. Носовая оконечность корабля имеет ворота для выхода плавающих машин, а в его кормовой части есть аппарель для погрузки и выгрузки боевой техники. На бортах кораблей нанесены номера L3004, L3005, L3027, L3029, L3036 и L3505.

Зарубежное военное обозрение №7 1975 С. 67-75

Категория: Флот | Добавил: pentagonus (26.10.2011) | Автор: Капитан 1 ранга - инженер И. Петров
Просмотров: 5039 | Комментарии: 1 | Теги: И. Петров, Арк Ройял | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz