Бронетанковая техника Великобритании
Майор-инженер Н. Фомич
Великобритания является одной из активных стран-участниц агрессивного блока
НАТО. Английское командование, продолжая наращивать мощь вооруженных сил,
уделяет значительное внимание оснащению своих сухопутных войск современными
образцами бронетанковой техники.
Английские военные специалисты тщательно изучили опыт боевых действий на Ближнем
Востоке в октябре 1973 года и пришли к выводу, что, несмотря на бурное развитие
противотанковых средств, танки продолжают играть ведущую роль на поле боя в
условиях применения как обычного оружия, так и средств массового поражения.
В составе сухопутных войск Великобритании имеется 14 танковых и пять
разведывательных полков, из них 11 танковых и два разведывательных входят в
состав Британской Рейнской армии и подчиняются командованию НАТО. Остальные
представляют собой часть стратегического резерва и дислоцируются в Англии.
В 1975 году было завершено перевооружение танковых частей основными боевыми
танками "Чифтен", которые после проведения соответствующей модернизации
планируется оставить на вооружении до середины 80-х годов. Затем они будут
заменены новым, перспективным танком МВТ80, разработка которого в настоящее
время ведется совместно с ФРГ. Снятые с вооружения танки "Центурион"
используются в основном в учебных целях. Продолжают поступать в войска новые
легкие разведывательные танки "Скорпион". На их базе английские специалисты
создали целое семейство легких боевых и специальных бронированных машин. На
вооружении сухопутных войск Великобритании состоят также боевые разведывательные
машины "Фокс", бронеавтомобили "Феррет" и "Саладин", бронетранспортеры "Троуджен"
и "Сарацин". Отмечается широкое внедрение колесных бронеавтомобилей, которые
используются в основном для ведения разведки.
Действия бронетанковых частей Великобритании поддерживаются огнем самоходной
артиллерии: английской 105-мм самоходной пушкой "Аббот" и американскими
самоходными гаубицами M109 и M110 калибров 155 и 203,2 мм соответственно.
Как отмечается в иностранной печати, в области создания и производства
бронетанковой техники Великобритания приобрела определенный опыт. Английская
бронетанковая промышленность в настоящее время не только обеспечивает
потребности собственных сухопутных войск, но и поставляет свою продукцию в
другие страны. Например, с Ираном заключены контракты на поставку 780 танков "Чифтен"
и 300 легких танков "Скорпион", около 80 танков "Виккерс"Мк1 продано Кувейту,
Последние производятся английской промышленностью на экспорт, а на вооружении
сухопутных войск Великобритании не состоят. Кроме того, учитывая наличие
большого количества танков "Центурион" в армиях многих капиталистических стран,
английская фирма "Виккерс" разработала и предлагает провести ряд мероприятий по
модернизации этого танка, направленных в основном на повышение его огневой мощи
и проходимости.
Иностранные специалисты указывают на некоторые особенности, отличающие
английскую бронетанковую технику от аналогичной техники других стран. В
частности, при создании танков в Великобритании основное внимание уделяется
оснащению их мощным вооружением и надежной броневой защитой, а вопросы
маневренности отодвигаются на третье место. Это объясняется английской
концепцией танкового боя, которая состоит в том, что танк, выдерживая огонь
танка противника, должен заставить его прекратить сопротивление. И хотя скорость
танка является одной из главных характеристик, она, по мнению английских
специалистов, не может "заменить" броневую защиту, так как в ближнем бою танки
движутся относительно медленно. Однако это не означает, что в Великобритании не
придается должного значения вопросам маневренности. Так, одной из главных задач
последней модернизации танка "Чифтен" было повышение мощности его двигателя,
следовательно, скоростных характеристик.
Основной боевой танк "Чифтен" принят на вооружение армии Великобритании в
1963 году. В иностранной военной печати отмечалось, что при его создании
учитывались лучшие конструкторские решения, использованные в танке "Центурион".
Компоновка танка "Чифтен" имеет некоторые особенности: механик-водитель
находится в боевом положении полулежа, что позволяет уменьшить высоту отделения
управления путем увеличения угла наклона верхней лобовой брони корпуса. Для
защиты от кумулятивных снарядов борта корпуса прикрыты экранами-фальшбортами. По
мнению английских специалистов, танк "Чифтен" обладает достаточно надежной
броневой защитой, однако это привело к увеличению его боевого веса. Защита
экипажа от оружия массового поражения обеспечивается как бронированием, так и
наличием фильтровентиляционной установки и системы создания избыточного давления
внутри танка.
Основным вооружением танка "Чифтен" является 120-мм нарезная пушка L11А2,
стабилизированная в двух плоскостях наведения, что позволяет вести огонь с ходу.
Выбор данного калибра обусловлен тем, что специалисты Великобритании считают
эффективность своей 105-мм танковой пушки недостаточной для поражения будущих
танков на средних дальностях. Проведенные исследования показывают, что типичная
видимость на европейских ТВД при нормальных погодных условиях порядка 2000-4000
м. Поэтому. по их мнению, необходимо иметь основное вооружение, способное
поражать танки противника на этих дальностях.
В боекомплект танка "Чифтен" входят бронебойные подкалиберные снаряды с
отделяющимся поддоном (APDS) и бронебойно-фугасные снаряды с пластичным ВВ (HESH).
В иностранной печати указывается, что применение выстрелов раздельного заряжания
дало возможность смонтировать 120-мм пушку в сравнительно небольшом объеме башни
и увеличить боекомплект до 53 выстр. Вместе с тем отмечается, что применение
выстрелов раздельного заряда вместо унитарных снизило скорострельность пушки.
Заряды боекомплекта размешаются в специальной огнестойкой укладке. Гильзы
полностью сгорающие, эжекционное устройство на стволе пушки предотвращает
поступление дыма и газов в боевое отделение во время стрельбы. Специальный
теплоизоляционный чехол предохраняет ствол от деформации вследствие
неравномерного охлаждения.
С пушкой спарены два пулемета: 12,7-мм пристрелочный и калибра 7,62 мм (для
стрельбы по живой силе). На командирской башенке установлен 7,62-мм зенитный
пулемет. Для постановки дымовых завес служат два шестиствольных гранатомета,
смонтированных на бортах башни.
При наведении пушки на цель наводчик использует монокулярный перископический
прицел восьмикратного увеличения или телескопический прицел семикратного
увеличения, а командир танка - перископический прицел с одно- и 15-кратным
увеличением. Для облегчения целеуказания и контроля за работой наводчика
командирский прицел связан с прицелом наводчика. Во время действии в ночных
условиях командир и наводчик используют ИК прицелы, а механик-водитель - ИК
прибор ночного видения.
На танке установлен двухтактный шестицелиндровый многотопливный двигатель
жидкостного охлаждения L 60 фирмы "Лейланд" максимальной мощностью 700 л. с. Для
запуска двигателя в зимних условиях применяется вспомогательный двигатель
мощностью 30 л. с. Силовая установка выполнена в едином блоке. Английские
специалисты указывают, что ее можно быстро и легко заменить при выполнении
ремонтных работ.
Силовая передача танка механическая. Она состоит из центробежного сцепления,
планетарной коробки передач (шесть передач переднего и две заднего хода),
дифференциального механизма поворота и одноступенчатой цилиндрической бортовой
передачи. Ходовая часть танка "Чифтен" аналогична ходовой части танка
"Центурион". Гусеница выполнена с металлическим шарниром и резиновыми накладками
траков. Кроме оборудования для подводного вождения, танк "Чифтен" оснащен также
индивидуальным плавсредством каркасного типа (как на танке "Центурион").
Танк "Чифтен" уже прошел несколько этапов модернизации, направленной главным
образом на повышение проходимости и огневой мощи за счет увеличения мощности
двигателя и внедрения новой системы управления огнем. Так, танк "Чифтен"Mk3/3
имеет лазерный дальномер, бесподсветочные ИК прицелы, усовершенствованные
приборы наблюдения, новые системы воздухоочистки и вспомогательный двигатель,
улучшена конструкция наружных и внутренних ящиков для хранения инструментов и
ЗИП. На танке "Чифтен" Мк5 установлен более мощный многотопливный двигатель L60
№ 7А, а в систему управления огнем введен электронный баллистический
вычислитель.
На базе танка "Чифтен" созданы бронированная ремонтно-эвакуационная машина и
мостоукладчик, Новая БРЭМ предназначена в первую очередь дли эвакуации с поля
боя вышедших из строя танков Она имеет аналогичные с танком корпус, основной и
вспомогательный двигатели, трансмиссию и ходовую часть. Ее боевой вес 49 т. В
качестве специального оборудования используются сошник, установленный в передней
части корпуса, основная и вспомогательная лебедки с тяговым усилием
соответственно 30 и 3.5 т. Принятие на вооружение новой БРЭМ намечается на 1976
год. Она заменит состоящую на вооружении БРЭМ Мк2, созданную на базе танка
"Центурион".
С 1972 года в войска Великобритании поступает новый легкий разведывательный
танк "Скорпион", созданный фирмой "Алвис". На базе этого танка разработаны
специальные боевые гусеничные машины: боевая разведывательная машина "Симитэр",
самоходная пусковая установка "Страйкер", разведывательный бронетранспортер "Спартан",
командно-штабная машина "Султан", санитарная машина "Самаритан" и бронированная
ремонтно-эвакуационная машина "Самсон". В настоящее время наряду с танком
"Скорпион" в серийном производстве находятся также боевая разведывательная
машина "Симитэр" и разведывательный БТР "Спартан". Рассматривается вопрос о
создании на базе этого танка 20-мм спаренной зенитной самоходной установки.
Всего для сухопутных войск Великобритании планируется поставить около 2100
легких танков "Скорпион" и других машин этого семейства.
В нюне 1971 года Бельгия заключила контракт с Великобританией на сумму 5 млн.
фунтов стерлингов, согласно которому бельгийские сухопутные войска должны
получить около 700 легких разведывательных танков "Скорпион" и специальных
машин, созданных на его базе. Окончательная сборка этих образцов боевых машин
будет осуществляться на бельгийских заводах.
Легкий разведывательный танк "Скорпион" аэротранспортабельный.
Моторно-трансмиссионное отделение расположено впереди. Броня корпуса и башни
изготовлена из алюминиевого сплава и защищает экипаж от пуль и осколков
артиллерийских снарядов.
Танк вооружен 76-мм пушкой и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. Боекомплект
пушки в основном включает выстрелы с бронебойно-фугасными снарядами с пластичным
ВВ. Для поражения легкобронированных целей и живой силы есть также
осколочно-фугасные снаряды. Справа и слева от броневой маски пушки установлены
два трехствольных гранатомета для постановки дымовых завес.
Наводчик имеет дневной прицел (с восьмикратным увеличением) и два
перископических смотровых блока. Для стрельбы ночью служит бесподсветочный
прицел. У командира есть бинокулярный перископический прибор наблюдения с
переменным увеличением (10х и 1х) и семь перископических
смотровых блоков.
На танке установлен шестицилиндровый карбюраторный двигатель. Силовая передача
состоит из планетарной коробки передач (семь передач переднего и заднего хода) и
самоблокирующегося дифференциального механизма поворота. Тормоза механизмов
поворота дисковые с гидроприводом Ходовая часть танка выполнена с торсионной
подвеской и гидравлическими амортизаторами на передних и задних опорных катках.
Фильтровентиляционная установка обеспечивает экипажу возможность вести боевые
действия в районах, подвергшихся воздействию оружия массового поражения. Водные
преграды танк преодолевает с помощью индивидуального плавсредства, выполненного
в виде складывающихся экранов, размещенных по периметру корпуса. Движение на
воде осуществляется со скоростью 7 км/ч посредством гусеничных лент. Для внешней
связи используется радиостанция RT-352/2.
В Великобритании для сухопутных войск были созданы и поступили на вооружение
колесные боевые бронированные машины различного назначения. По мнению английских
специалистов, эти машины по сравнению с гусеничными обладают рядом преимуществ:
меньше шума при движении, выше маршевая скорость, большой запас хода и т. д. В
их конструкции можно в большей мере применять стандартные узлы и агрегаты
коммерческих автомобилей, что удешевляет их производство, упрощает ремонт и
обслуживание.
В начале 50-х годов английские фирмы разработали бронеавтомобили "Феррет" и "Саладин",
которые затем прошли модернизацию и до сих пор состоят на вооружении сухопутных
войск Великобритании и армий многих стран (особенно Ближнего Востока и Африки).
Эти бронеавтомобили предназначены в основном для ведения разведки и
использования в качестве машин связи.
Бронеавтомобиль "Саладин" до недавнего времени был основной машиной
разведывательных полков Британской Рейнской армии. В настоящий период вместо
него на вооружение поступает легкий разведывательный танк "Скорпион". При
создании бронеавтомобиля "Саладин" за основу взяли колесный бронетранспортер
"Сарацин", но компоновку агрегатов изменили. Например, двигатель установлен в
кормовой части. Бронированный корпус защищает экипаж от пуль и осколков
артиллерийских снарядов; вооружение: 76-мм пушка и два 7,62-мм пулемета,
установленных во вращающейся башенке. В боекомплект пушки входят боеприпасы тех
же типов, что и в боекомплект легкого танка "Скорпион", Машину можно
транспортировать по воздуху.
Бронеавтомобиль "Феррст"Мк2/3 (4х4) состоит на вооружении эскадронов
разведывательных полков. Корпус его имеет противопульиое бронирование, пулемет
установлен во вращающейся на 360°
башенке. Шестицелиндровый карбюраторный двигатель В.60Мк6а фирмы "Роллс-Ройс"
расположен в кормовой части корпуса. ИК прибор обеспечивает вождение ночью. При
преодолении рвов шириной до 1,2 м используются две металлические колеи, которые
крепятся спереди машины. Форсирование водных преград осуществляется с помощью
индивидуального плавсредства, закрепленного по периметру корпуса.
На бронеавтомобилях "Феррет"Мк2/6 монтируются две пусковые установки ПТУРС "Виджилент",
а на бронеавтомобилях "Фер-рет"Мк5 - ПТУРС "Свингфайр".
С 1973 года на вооружение сухопутных войск Великобритании поступает новая
колесная боевая разведывательная машина "Фокс". Она создана фирмой "Даймлер"
на базе бронеавтомобиля "Фер-рет". Корпус и башня машины изготовлены из
алюминиевой брони. Двигатель (как и на танке "Скорпион") позволяет развивать
максимальную скорость до 104 км/ч.
Башня, в которой монтируются 30-мм пушка "Рарден" и спаренный с ней 7,62-мм
пулемет, изготовляется фирмой "Алвис" и затем доставляется на государственный
арсенал в г. Лидс для сборки. В боекомплект пушки (скорострельность 90 выстр./мин)
входят бронебойно-фугас-ные (начальная скорость 1200 м/с) и осколочно-фугасные
снаряды.
БРМ "Фокс" оборудована следующими системами: защиты от оружия массового
поражения, навигационной и управления огнем, а также дневными и ночными
прицелами, приборами наблюдения. Около 300 машин заказано Ираном.
Основным бронетранспортером, используемым в настоящее время, является гусеничный
БТР "Троуджен", принятый на вооружение в 1963 году. Он имеет
герметизированный корпус, изготовленный из брони толщиной 6-12 мм, которая
защищает экипаж от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. В
десантном отделении БТР размещаются десять человек. Над люком командира
установлен 7,62-мм пулемет. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в
передней части корпуса. Многотопливный шестицилиндровый двухтактный двигатель
К60 № 4Мк4F выполнен в одном блоке с коробкой передач. Ходовая часть состоит из
торсионной подвески, пяти обрезиненных опорных и двух поддерживающих катков (на
сторону) и гусеницы с резинометаллическим шарниром. Траки снабжены съемными
резиновыми подушками. На передних опорных катках установлены телескопические
амортизаторы.
Водные преграды бронетранспортер преодолевает с помощью индивидуального
плавсредства, движителем служат гусеницы. На БТР имеются прибор ночного видения
и фильтровентиляционная установка.
На базе бронетранспортера "Троуджен" созданы командно-штабная машина, самоходная
пусковая установка ПТУРС "Свингфайр", самоходный миномет, ремонтно-эвакуационная
машина, транспортная и санитарная машины, а также 105-мм самоходная пушка "Аббот"
Другим средством переброски английской пехоты служит колесный
бронетранспортер "Сарацин", все еще состоящий на вооружении сухопутных войск
Великобритании. Кроме того, он предназначен для использования в качестве
командно-штабной машины.
Этот бронетранспортер (6х6) имеет сварной легкобронированный корпус, на котором
установлена вращающаяся башенка с 7,62-мм пулеметом. В передней части корпуса
размещен восьмицилиндровый однорядный карбюраторный двигатель В80Мк6А фирмы "Роллс-Ройс".
В силовую передачу входят: гидромуфта, механическая пятиступенчатая коробка
передач, раздаточная коробка, дифференциал, карданная и понижающая передачи.
Подвеска независимая, с продольным торсионом, телескопическими амортизаторами и
резиновыми ограничителями. Рулевое управление и привод тормозов снабжены
гидравлическими сервоусилителями.
На бронетранспортере можно перевозить до десяти человек (не считая экипажа). Для
внешней связи имеется радиостанция.
В Великобритании наряду с созданием боевых бронированных машин уделяется
значительное внимание разработке транспортных машин для перевозки личного
состава и грузов. Так, в 1966 году в войска поступил плавающий многоцелевой
шестиколесный автомобиль F.V.622 "Столвэт" - высокопроходимая машина большой
грузоподъемности. При создании этого автомобиля были использованы узлы и
агрегаты бронетранспортера "Сарацин". Восьмицилиндровый карбюраторный двигатель
мощностью 220 л. с. обеспечивает движение с максимальной скоростью 64 км/ч.
Запас хода по дорогам 610 км. При движении на плаву (скорость 9 км/ч)
используются два водометных движителя. Рулевое управление снабжено
гидроусилителем для одновременного поворота колес передней и средней осей.
Подвеска всех колес независимая, рычажно-торсионная, с двумя телескопическими
амортизаторами на каждое колесо. Па автомобиле "Столвэт" можно перевозить до 35
человек личного состава и буксировать прицеп весом около 10 т.
Иностранные специалисты считают, что сухопутные войска Великобритании оснащены
разнообразной бронетанковой техникой, которая обеспечит ведение современных
боевых действий. Совершенствование этой техники идет по пути модернизации
существующих и создания новых образцов.
Зарубежное военное обозрение, 1976, №8, с.
33-39
|