Перспективы развития ВМС ВеликобританииВ.
Никольский, Н. Новичков
Значимость самостоятельных ВМС как гаранта обеспечения защиты интересов
Великобритании особенно проявилась в 1982 году в ходе англо-аргентинского
конфликта. Это была первая боевая операция, поставившая под сомнение прежнюю
морскую стратегию Соединенного Королевства.
Концептуальные основы
Современная военно-морская стратегия определяет предназначение ВМС
Великобритании следующим образом: оборона страны от нанесения ударов всеми
видами высокоточного оружия, вторжения (интервенции) с моря и воздуха; защита
заморских зависимых территорий и гарантированного на политически и экономически
приемлемых условиях доступа к мировым рынкам сырья и сбыта; обеспечение свободы
разработки и использования морских ресурсов, защиты морских коммуникаций, охраны
экономических зон, морских границ, зон рыболовства и других важных объектов.
В
соответствии со стратегией традиционные задачи боевого применения ВМС
Великобритании подразделяются на две основные группы: борьба с ВМС противника на
океанских и морских ТВД и защита морских коммуникаций (операции «флот против
флота»), а также воздействие по берегу («флот против суши»).
Для защиты морских коммуникаций проводятся операции по контролю за судоходством,
включающие, кроме предварительного установления господства на море, организацию
проводки конвоев судов, обеспечение ближнего и дальнего охранения караванов для
защиты от воздействия противника.
Британские эксперты полагают, что морская блокада является боевой операцией
против ВМС противника, но может быть использована как экстремальная форма
введения экономических санкций (эмбарго).
Обычные боевые действия ВМС против суши предполагают: проведение морских
десантных операций; содействие СВ и ВВС, а также осуществление поддержки
наземно-воздушных и противовоздушных операций на приморских направлениях
палубной авиацией, ракетным оружием, артиллерией, средствами РЭБ, разведки,
связи, управления, тылового обеспечения; уничтожение ВМС противника в базах,
портах и его авиации на аэродромах в целях завоевания господства на море;
прикрытие и оборону своих СВ, действующих на берегу, от ударов с моря; создание
морских оборонительных рубежей; участие в ПВО и ПРО сухопутных войск на ТВД.
Кроме того, эти действия могут включать: ядерное устрашение стратегическими
ядерными силами (ПЛАРБ); эвакуацию гражданского населения в мирных условиях,
особенно при отсутствии портов и аэродромов; операции по поддержанию мира под
эгидой ООН или ОБСЕ с вовлечением сил НАТО и другие.
Военно-морская стратегия Великобритании рассматривает ВМС как первый эшелон сил,
на которые возлагается задача отражения воздушно-космического нападения с
морских и океанских направлений, предусматривающая борьбу с ПЛАРБ, уничтожение
носителей крылатых ракет большой дальности (КРБД), ликвидацию БР и КРБД на
траекториях их подлета к цели.
Применение ВМС значительно увеличивает глубину боевого построения системы ПВО и
ПРО на приморских направлениях.
Оборона сырьевых и энергетических морских комплексов становится такой же важной
задачей, как и пресечение морских перевозок. Тем более что практически всю нефть
Великобритания получает со своего шельфа в Северном море.
Смена приоритетов
В
конце XX века в развитии военно-морских сил Великобритании произошел радикальный
сдвиг от концепции противолодочной войны прошлого к концепции создания
самостоятельных экспедиционных ВМС. При этом упор делается на возможность
действий на любом удалении от национальной территории и способность не только
обеспечивать и поддерживать операции наземных сил, но и вносить прямой вклад в
любую наземную кампанию: проведение миротворческих операций,
антитеррористических акций.
На
исходе минувшего столетия, по мнению руководства Великобритании, снизилась
приоритетность задачи завоевания господства на море, которая все больше
приобретает локальный характер вследствие абсолютного господства ВМС США (стран
Запада) на море, а акцент переносится на завоевание господства в прибрежной
зоне. К прибрежным («угрожаемым») районам отнесены Персидский залив, Красное
море, Арктика (проблемы со Шпицбергеном и с Исландией после экономического
кризиса 2008 года), Сиамский залив, Южно-Китайское и Японское моря (КНДР), а
также районы непосредственно у побережья стран НАТО и заморских территорий.
Кораблестроительная программа ВМС Великобритании на начало 2012 года
Класс и тип корабля (единиц в
постройке+планируемое количество) |
Бортовые обозначения и номера |
Планируемые сроки завершения постройки
(годы) |
ПЛАТ Astute (5+2) |
S20–S26 |
2012–2017 и позже |
АВТ Queen Elizabeth (1+1) |
R… |
2015–2018 |
ЭМ Daring (4+2) |
D32–D37 |
2012–2013 |
Создание экспедиционных ВМС предусматривает приоритетное развитие следующих
компонентов: авианосных сил (АВ и палубной авиации); подводных сил, главным
образом ПЛАТ с КРМБ; амфибийно-десантных сил; эскортных сил, обеспечивающих
боевое охранение авианосных и десантных соединений, а также конвоев
(напряженность их деятельности в этой сфере значительно возросла с увеличением
объема задач при одновременном сокращении численности на 30 процентов по
сравнению с концом 80-х – началом 90-х годов); противолодочных сил, прикрывающих
развертывание ПЛАРБ и ПЛАТ и ведущих борьбу с НАПЛ в прибрежных (мелководных)
районах; минно-тральных сил, сохраняющих свое значение как в ходе экспедиционных
действий, так и в случае возникновения непосредственной угрозы территории
Великобритании (для противоминной обороны баз и портов); патрульных сил для
защиты экономической деятельности на море (охрана экономических зон,
рыболовства) и обороны побережья.
Из
вышеприведенного перечня на первом месте стоит создание полноценных авианосных
сил. Это весьма примечательно, поскольку в конце 70-х годов Великобритания, в
отличие от Франции имея богатейший исторический опыт использования АВ, сама
отказалась от их развития и ошибочно стала возлагать все надежды на развитие
самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП). Война за Фолкленды в 1982 году
показала всю неправомерность взглядов лондонских стратегов, так как в этой
кампании потери Великобритании по стоимости были в полтора-два раза выше, чем
Аргентины.
Принятие на вооружение КРМБ Tomahawk и других систем высокоточного оружия (ВТО)
позволяет ВМС Великобритании, как и ВМС США, наносить внезапные выборочные удары
по противнику и заставить его пересмотреть агрессивные замыслы.
Программы военного кораблестроения
Во
многих технических областях развитие британских ВМС идет самостоятельным путем,
опережая другие страны. В частности, в подводном кораблестроении в основном
применяются конформные антенны, а не цилиндрические или сферические, что
характерно для других стран мира. Важным технологическим прорывом является и
применение электродвижения для боевых надводных кораблей (НК).
ВМС Великобритании также являются пионером по применению газотурбинных установок
(ГТУ) на боевых кораблях (БК) и вспомогательных судах.
В
настоящее время значительно оживилось строительство БК и идет реализация трех
программ – ПЛАТ, ЭМ и АВТ.
Подводные силы
ПЛАРБ. Ядерная стратегия Великобритании проводится в соответствии с концепцией
минимального сдерживания и предполагает использование минимально допустимого
ядерного потенциала, позволяющего выполнять задачи по обеспечению национальной
безопасности перед союзными государствами. В 2001 году введена в строй четвертая
ПЛАРБ типа Vanguard (Vengeance S31), являющаяся заключительным этапом программы
модернизации ядерных сил Великобритании и их оснащения МБР Trident-2 с
максимальной дальностью стрельбы до 9000 километров. При этом на вооружении ВМС
имеются американские МБР, на которых установлены разделяющие головные части (РГЧ)
собственного производства.
ПЛАТ. Всего на начало 2012 года в составе ВМС числилось семь ПЛАТ (одна – типа
Astute и шесть – типа Trafalgar). Ведется строительство пяти ПЛАТ нового типа
Astute и запланирована постройка еще одной. Вступление этих ПЛАТ в строй
запланировано на 2012–2017 годы и позже. Основу их вооружения составят КРМБ
Tomahawk Block III. На ПЛАТ типа Astute, которыми будут заменены первые ПЛАТ
типа Trafalgar, впервые установлены бортовые конформные антенны, а протяженность
носовой части увеличена более чем в два раза по сравнению с ПЛАТ предыдущего
поколения.
По
ряду причин программа постройки ПЛАТ затянулась на полтора-два года и
строительство приостанавливалось до завершения проектных работ. Стоимость и
сроки постройки двух последующих ПЛАТ будут увеличены с учетом темпа
строительства головной лодки. В более отдаленной перспективе общее количество
этих ПЛАТ может достичь десяти единиц. На начало 2012 года стоимость программы
Astute оценивалась в 4,4 миллиарда фунтов стерлингов.
К
2020 году предполагается замена всех ПЛАТ типа Trafalgar на перспективную
ударную ПЛАТ типа FASM (Future Attack Submarine). Эта ПЛАТ, по утверждению
британских специалистов, будет по себестоимости на 10 процентов дешевле, чем
Astute, а затраты на ее обслуживание в течение жизненного цикла сократятся на 30
процентов. Однако многие эксперты весьма скептически оценивают эти прогнозы. По
их мнению, вероятнее всего будет продолжена постройка новой модификации ПЛАТ
типа Astute.
Авианосные силы
В
строю остается пока только один АВЛ Illustrious, остальные два выведены из
боевого состава (один – в резерве, другой готовится к продаже). Перспективная
программа кораблестроения включает восстановление авианосных сил в 2015–2018
годах двумя более крупными АВ. Министерство обороны 3 июля 2008-го подписало
контракты на проектирование и строительство двух АВТ стоимостью около трех
миллиардов фунтов стерлингов (5,95 млрд долл.). Для реализации контрактов
созданы консорциумы BVT Surface Fleet – в составе BAE Systems и VT Group – и
Aircraft Carrier Alliance.
Новые АВТ будут иметь имена HMS Queen Elizabeth и HMS Prince of Wales, полное
водоизмещение – около 67 000 тонн, длину – 284 метра, ширину – 75 метров.
Скорость полного хода – более 26 узлов, а дальность плавания – 8000–10 000 миль.
Экипаж составит 1500 человек, авиакрыло (АК) будет состоять из 40 самолетов и
вертолетов. Ввод в строй кораблей запланирован в 2015 и 2018 годах
соответственно.
К
настоящему времени в программе создания АВ нового поколения CV(F) были
определены облик корабля и тип основного палубного самолета – истребитель пятого
поколения с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) F-35B.
В
качестве корабельного летательного аппарата дальнего радиолокационного
обнаружения (ЛАК ДРЛО) будет выбран E-2C или его модификация, но тогда возможен
и запасной вариант – классический АВ с катапультами и аэрофинишерами, который
постоянно прорабатывается. В конце 2011 года из-за сложностей в реализации
программы варианта F-35B было принято решение о размещении на АВ временного
трамплина и базировании на АВ истребителя F-35C с горизонтальными взлетом и
посадкой.
Основной вариант корабля должен иметь единую электроэнергетическую установку (ЕЭЭУ)
– два газотурбогенератора (ГТГ) и четыре дизель-генератора (ДГ). С целью
сокращения длины газоходов ГТГ будут располагаться в спонсонах под надстройками.
В
качестве движителей выбраны винты фиксированного или регулируемого шага,
приводимые в движение двумя электродвигателями мощностью около 108 000 лошадиных
сил, что обеспечит кораблю скорость полного хода всего 25–26 узлов. Многие
специалисты считают эту скорость недостаточной даже для варианта палубного
истребителя с КВВП, а в случае выбора классического АВ с катапультами такая
скорость будет ограничивать максимальную взлетную массу самолета. Кроме этого
варианта ГЭУ прорабатывается и вариант АВ с АЭУ.
На
сегодняшний момент тип ЛАК ДРЛО пока не выбран, а в связи с сокращением
финансирования ВС Великобритании не исключено использование в этом качестве даже
вертолетов.
Вызывает сомнение и заявленная численность АК. Для классического АВТ с
достаточно вместительным ангаром численность АК должна быть как минимум 60–65
ЛАК.
Заявленные ранее состав и мощность ГЭУ также вызывают сомнение для варианта АВТ
с катапультами. На опубликованных СМИ схемах АВТ видны три или четыре вала, а
иметь столько валов под заявленную суммарную мощность в 108 000 лошадиных сил –
слишком дорогое удовольствие.
Амфибийные силы
ДК. В составе ВМС находится семь десантных кораблей, причем четыре десантных
транспорта-дока (ДТД) входят в состав вспомогательного флота. Опыт Фолклендского
конфликта и переориентация ВМС на борьбу с берегом привели к качественному
наращиванию амфибийных сил флота. За последние десять лет ВМС получили десантный
вертолетоносец (ДВН) Ocean и два ДТД типа Albion.
В
2006 году завершилась программа строительства вспомогательных ДТД типа Largs Bay,
которые с целью экономии на содержание находятся в составе вспомогательного
флота. Практически при одинаковых размерах ДТД Albion и Largs Bay последний
имеет в пять раз меньшую численность экипажа.
ДКА. Имеется около 50 десантных катеров (ДКА), что позволяет обеспечить ими все
имеющиеся ДК. Наиболее новыми являются десять единиц типа LCU Mk10, построенные
в 1998–2003 годах. ДКА типа Andalsnes (шесть единиц) находятся в составе СВ.
Многоцелевые силы
ЭМ.
В составе ВМС имеется семь ЭМ (четыре проекта 45, один проекта 42 2-й серии и
два проекта 42 3-й серии). В 2012–2013 годах ожидается ввод в боевой состав еще
двух ЭМ проекта 45 и вывод из состава ЭМ проекта 42. Следуя принятой концепции
развития ВМС, со всех ЭМ проекта 42 были сняты торпедные аппараты (ТА). Не
установлены они и на ЭМ проекта 45, хотя место для них зарезервировано.
Программа строительства новых ЭМ проекта 45 выполняется успешно, головной
корабль Daring был заложен в 2002-м, спущен на воду в феврале 2006-го, вступил в
строй в 2009-м. На начало 2012 года в строю находятся четыре ЭМ и два ЭМ в
постройке. Вся первая серия суммарной стоимостью 5,5 миллиарда фунтов стерлингов
будет закончена к 2013 году. Строительство ЭМ этого типа ведут две компании:
окончательную сборку осуществляет BAE Systems Marine, а часть секций поставляет
Vosper Thornycroft Shipbuilding.
Корабли имеют новейшие системы вооружения. На первых ЭМ (D32-35) размещаются
шесть модулей вертикальных пусковых установок (ВПУ) Sylver A50 для ЗУР Aster-15
и Aster-30, а на остальных планируется размещение универсальных ВПУ (УВПУ)
Sylver А70 для запуска КРМБ, ЗУР и ПЛУР всех типов, в том числе и американского
производства: КРМБ Tomahawk, ЗУР Standart и E.Sea Sparrow, ПЛУР ASROC. Однако в
связи с финансовым кризисом этот план может быть пересмотрен.
Ударную мощь корабля составят КРМБ Tomahawk и скорее всего универсальные КР
Harpoon RGM-84E (модификация Sea SLAM) для поражения как надводных, так и
наземных целей. Такое решение прямо отвечает новой морской стратегии ВМС
Великобритании о нацеливании этих сил против наземных целей.
Основу ПВО корабля составляют ЗУР семейства Aster, отличающиеся только своими
стартовыми ускорителями (Aster-15 ближней дальности и Aster-30 средней
дальности). ЗУР Aster с активным самонаведением не требует подсветки цели с
корабля и способна маневрировать в пределах перегрузок более 50 G.
В
качестве РЛС управления в этом ЗРК применяется многоканальная РЛС обнаружения
Sampson. Ожидается, что к 2012–2013 годам в Великобритании будет разработана
очередная модификация ЗУР Aster с возможностями перехвата БР.
Впервые среди БК эти ЭМ получили главную энергетическую установку (ГЭУ) с полным
электродвижением. Такая ЭУ представляет собой объединенные в единую структуру
общекорабельную электроэнергетическую систему (ЕЭЭС) и систему электродвижения.
При этом ход кораблю обеспечивают два главных электродвигателя (ГЭД) постоянного
тока.
В
качестве источников питания применены генераторы переменного тока (с приводом от
ГТД WR-21) единичной мощностью порядка 21 мегаватта.
Управление ГЭД осуществляется с помощью специальных управляемых выпрямителей.
Применение в качестве ГЭД двигателей постоянного тока дает кораблю следующие
преимущества: плавность регулирования оборотов гребного винта и достижение
хороших маневренных качеств, обеспечение минимальных скоростей, значительное
снижение уровня акустических шумов и вибрации за счет отсутствия механических
передач и длинных линий валов.
ЭУ
с ЕЭЭС позволяет экономить до 40 процентов топлива по сравнению с
эксплуатируемыми ГЭУ, что существенно увеличивает дальность плавания. Кроме
этого, при использовании ЕЭЭС на НК водоизмещение корабля уменьшается на 10
процентов, а обслуживающий ЭУ персонал – почти на 40.
Во
время испытаний головного ЭМ Daring все его системы продемонстрировали очень
высокие технические характеристики. Корабль развил скорость с 0 до 27 узлов за
две минуты, выполнил маневры с креном не более 14 градусов и полностью
остановился, пройдя по инерции всего 840 метров. Максимальная скорость ЭМ – 30
узлов.
Однако некоторые эксперты полагают, что корабль имеет недостаточную
остойчивость, так как крен на циркуляции был больше 10 градусов, а заявленная
мощность ГЭД оказалась заниженной.
В
настоящее время ЭМ проекта 45 предложен на экспорт. В качестве заказчика может
выступить Саудовская Аравия, которая намерена иметь в составе ВМС три-четыре ЭМ
и потратить на это четыре миллиарда долларов.
ФР. Изменение взглядов на ведение войны на море привело к уменьшению количества
фрегатов, имеющих в основном противолодочное назначение. Четыре ФР типа
Broadsword (проект 22 3-я серия) выведены в резерв. В целях сокращения расходов
на оборону количество ФР типа 23 было уменьшено до 13 единиц, первые три корабля
были выведены в резерв в 2005–2006 годах.
Закат противолодочной концепции выразился и в том, что с ФР проекта 22, как и с
ЭМ, были сняты ТА. Программа создания перспективного корабля класса ФР отложена
на период после 2015 года, что связано с финансовыми трудностями реализации
текущих программ создания АВ и ЭМ, а также неясностью перспектив развития
кораблей этого класса в ВМС Великобритании.
Патрульные силы
ПК. В боевом составе ВМС насчитывается шесть патрульных кораблей (ПК). Самый
крупный из них Endurance водоизмещением 6500 тонн имеет только вооружение ПВО и
предназначен для обслуживания арктических и антарктических экспедиций. Остальные
– водоизмещением от 1427 до 1847 тонн – фактически занимаются рыбоохраной.
Программа развития кораблей этого класса была закончена в 2007 году постройкой
последнего ПК Clyd, являющегося модификацией ПК типа Tyne. Вся серия составила
четыре корабля.
БКА. В настоящее время москитный флот Великобритании представлен только
патрульными катерами (ПКА) малого водоизмещения (менее 20 тонн).
Минно-тральные силы
Идет постепенное сокращение МТС. Так, с 2005 года произошло сокращение базовых
тральщиков (БТЩ) типа Hant с 11 до восьми кораблей и типа Sandown – с 11 до семи
(+1 в резерве). Планы строительства новых ТЩ отсутствуют.
ВПК Опубликовано в выпуске № 9 (426) за
7.03.2012
|