Командование английских ВВС в метрополии
Подполковник И. Михайлов
Великобритания - одна из главных капиталистических держав - является активной участницей агрессивного блока НАТО п других военных
союзов (CEНTO, АНЗЮК). В тесном сотрудничестве с США она проводит курс на
усиление этого блока и делает все возможное, чтобы укрепить в нем свое
положение. По решению правительства страны в 1975 году в Североатлантический
союз было передано ударное авиационное командование с непосредственным
подчинением верховному главнокомандующему объединенными вооруженными силами НАТО
в Европе, которое в связи с этим получило название командования английских ВВС в
метрополии. В системе объединенных ВВС блока оно считается одним из основных, а
его командующий наделен полномочиями главнокомандующего.
Теперь, как подчеркивалось в зарубежной печати, фактически вся английская боевая
и вспомогательная авиация оказалась придатком натовского военного механизма.
Выполняемая ею роль орудия проводимой руководством блока реакционной политики,
направленной прежде всего против стран социалистического содружества,
существенно возросла.
С учетом дополнительных военных обязательств страны в блоке НАТО министерство
обороны Великобритании, как сообщает иностранная печать, провело ряд мероприятий
по совершенствованию организационной структуры ВВС в целом и пересмотрело задачи
авиации, базирующейся на заморских территориях. Так, в 1975 году был
расформирован штаб 46-й транспортной авиационной группы, а эскадрильи последней
переданы в распоряжение командира 38-й авиационной группы. С апреля 1976 года
прекратило свое существование командование английских ВВС на Ближнем Востоке.
Его части и подразделения были подчинены командованию английских ВВС в
метрополии, К 1978 году намечается объединить два командования:
учебно-тренировочное и материально-технического обеспечения.
Командование английских ВВС в метрополии - высшее оперативное объединение
военно-воздушных сил. Судя по сообщениям зарубежной печати, оно располагает
необходимыми средствами для ведения операций с применением как обычного, так и
ядерного оружия.
Задачи, возлагаемые на командование, всецело определяются требованиями натовской
стратегии "гибкого реагирования" и планами верховного главнокомандующего
объединенными вооруженными силами НАТО в Европе, верховного главнокомандующего
объединенными вооруженными силами НАТО на Атлантике и командующего объединенными
вооруженными силами НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Основными из них являются
непосредственная авиационная поддержка объединенных сухопутных войск НАТО,
изоляция района боевых действий, стратегическая и тактическая разведка морских и
наземных целей, а также воздушные перевозки личного состава и военных грузов в
пределах ТВД.
Организация и состав. Общая схема организации командования английских ВВС
в метрополии представлена на рисунке.
Организация командования английских ВВС в метрополии
Штаб командования, расположенный в Хай-Уиком, отвечает за разработку
оперативных и мобилизационных планов страны в части, его касающейся, организует
боевую подготовку подчиненных строевых подразделений и участие их в национальных
учениях и маневрах НАТО, контролирует реализацию планов развития ВВС в своих
авиационных подразделениях, а также обеспечение их материально-техническим
имуществом, ведает вопросами подбора и переподготовки кадров.
Командованию подчинены: 1-я бомбардировочная авиационная группа, 11-я
истребительная авиационная группа, 38-я авиационная группа, 18-я авиационная
группа береговой авиации, а также части и подразделения ВВС на Ближнем Востоке,
в Гибралтаре и Гонконге.
Авиационная группа-оперативное объединение. В состав каждой группы входят
авиационные станции. Авиационная станция - основная тактическая часть ВВС
Великобритании, которая объединяет все авиационные подразделения и службы
{боевые, вспомогательные, учебные), а также органы управления, базирующиеся на
принадлежащем ей аэродроме. Обычно на авиастанции находятся две-четыре
авиационные эскадрильи, которые имеют по 8-18 самолетов.
1-я бомбардировочная авиационная группа вооружена самолетами, способными
действовать в глубоком тылу противника. Все ее подразделения размещены на
авиастанциях Скэмптон, Уод-дингтон, Хонингтон, Уайтон и Марем.
На авиастанциях Скэмптон и Уоддингтон базируются 9, 35, 44, 50, 101 и 617-я
эскадрильи средних бомбардировщиков "Вулкан"В.2, на Скэмптон, кроме
бомбардировщиков, 27-я эскадрилья и 230-я летно-тренировочная часть
стратегических разведчиков "Вулкан"SR.2, Хонингтон - 12-я и 208-я эскадрильи и
237-я учебно-тренировочная часть легких бомбардировщиков "Буканир"S.2. Уайтон -
39-я эскадрилья разведчиков "Канберра"PR.9, 51-я эскадрилья самолетов РТР "Нимрод"R.1
и "Канберра"В.6, 360-я эскадрилья самолетов радиопротиводействия "Канберра"Е.15
и Т.17, Mарем - 55, 57 и 214-я эскадрильи, 232-я учебно-тренировочная часть
самолегов-заиравщнков "Виктор"К.1А и К.2 и 231 я учебно-тренировочная часть
самолетов "Канберра".
Помимо этого, 115-я эскадрилья калибровки радиотехнических средств
вышеупомянутой группы (самолеты "Аргоси" Е.1) находится на авиастанции
Брайз-Нортон.
Бомбардировщики приспособлены для нанесения ударов по объектам противника
с малых и больших высот с применением средств РЭБ. Средние бомбардировщики
"Вулкан"В.2 оснащаются ядерными бомбами и УР класса "воздух-земля" с ядерной
головной частью. Легкие бомбардировщики "Буканир"S.2 208-й эскадрильи,
вооруженные УР "Мартель" класса "воздух-земля", в основном служат для поражения
морских целей. Начиная с 1979-1980 годов все бомбардировщики планируется
заменить многоцелевыми самолетами "Торнадо", заказанными в количестве 385
единиц.
Стратегические разведчики "Вулкан"SR.2 и "Канберра"PR.9 предназначены для
веления всех видов воздушной разведки с больших высот в интересах ВВС, ВМС и
сухопутных войск. Кроме того, они могут выполнять задания по целеуказанию.
Самалеты-заправщики "Виктор"К.1А и К.2 используются для дозаправки в
воздухе бомбардировщиков и тактических истребителей ВВС Великобритании. В
настоящее время на смену самолетам "Виктор"К.1А в подразделения продолжают
поступать заправщики "Виктор" К.2.
11-я истребительная авиационная группа решает задачи противовоздушной
обороны Великобритании. К ее авиастанциям относятся Бинбрук, Льючарс, Уотисем,
Конингсби и Уэст-Реннем. На первой из них находятся 5-я и 11-я эскадрильи
истребителей-перехватчиков "Лайтнинг"F.6; на трех следующих - 23, 29. 43, 56 и
111-я эскадрильи и 228-я учебно-тренировочная часть истребителей "Фантом"FG.1 и
FGR.2, а на последней - 41-я и 85-я эскадрильи ЗУР "Бладхаунд".
Авиастанцию Льючарс прикрывает от воздушного нападения 27-я эскадрилья ЗРК
"Рапира".
11-й истребительной авиационной группе подчинена также 8-я эскадрилья самолетов
ДРЛО "Шэклтон"AEW.2, базирующаяся на авиа-станции Лоссимут.
Как полагают английские военные специалисты, истребители "Лайтнинг"F.6 останутся
на вооружении вышеупомянутых эскадрилий до 1984 года.
38-я авиационная группа имеет в своем составе тактические самолеты разных
типов, на которые возлагаются следующие основные задачи: изоляция района боевых
действий, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, воздушная
разведка, а также переброска войск и грузов на ТВД. Главными объектами ударов
тактических истребителей являются самолеты-носители на аэродромах, стартовые
позиции ракет оперативно-тактического назначения, склады ядерных боеприпасов,
ракет и другие.
Подразделения группы базируются на авиастанциях Уиттеринг, Колтисхолл, Конингсби,
Одигем, Брайз-Нортон, Лайнем.
На авиастанции Уиттеринг размещены 1-я эскадрилья и 233-я учебно-тренировочная
часть самолетов "Харриер"GR.1, 45-я и 58-я учебные эскадрильи самолетов
"Хантер"FGA.9; Колтисхолл- 6-я и 54-я эскадрильи самолетов "Ягуар"GR.1;
Конингсби - 41-я эскадрилья тактических истребителей "Фантом"FGR.2; Одигем -
33-я и 230-я эскадрильи и 230-я учебно тренировочная часть вертолетов "Пума"НС.1, 72-я эскадрилья вертолетов
"Уэссекс"НС.2; Брайз-Нортон - 10-я
эскадрилья транспортных самолетов VC10 (предназначаются для стратегических
перевозок); Лайнем - 24, 30. 47 и 70-я эскадрильи и 242-я учебно-тренировочная
часть транспортных самолетов "Геркулес" C.1.
К другим подразделениям этой группы относятся: 32-я и 207-я эскадрильи самолетов
связи "Пемброукс", HS 125-400 и HS 125-600, а также "Девонc"; 7-я и 100-я
эскадрильи обозначения целей (самолеты "Канберра") на авиастанциях Сент-Моган н
Марем; 63, 79 и 234-я эскадрильи по испытанию оружия (самолет "Хаитер"Mk.6A) на
авиастанции Броуди.
По данным иностранной печати, для английских ВВС заказано 163 боевых и 37
учебных (двухместных) самолетов "Ягуар", основная часть которых уже поставлена
строевым подразделениям. В настоящее время из этих самолетов сформировано шесть
эскадрилий (две в командовании английских ВВС в метрополии и четыре в составе
английских ВВС в ФРГ).
18-я авиационная группа береговой авиации ведет морскую разведку и
поисково-спасательных работы в акваториях Северного моря и Северной Атлантики, а
также в территориальных водах страны. Авиастанции группы - Кинлосс, Сент-Моган и
Линкофилд. Из первой и второй дислоцируются 42, 120, 201 и 206-я эскадрильи и
236-я учебно-тренировочная часть самолетов "Нимрод"MR.1, на второй и третьей -
22-я и 202-я поисково спасательные эскадрильи вертолетов "Уирлуинд"HAR.10.
Сообщалось, что в ближайшие годы в эти подразделения поступят вертолеты "Си
Кинг" НAR.MкЗ.
Части и подразделения ВВС Великобритании и я Ближнем Востоке, в Гонконге и
Гибралтаре не имеют в своем составе боевых самолетов (кроме разведывательных
на Ближнем Востоке) и служат основой для развертывания в случае необходимости
крупных сил в целях "защиты интересов страны" в этих районах земного шара.
На Ближнем Востоке имеются две авиастанции: Лука (о. Мальта) и Акротири (о.
Кипр). На первой базируются 13-я и 203-я разведывательные эскадрильи самолетов
"Канберра"PR.9 и "Пимрод"MR.1, а на второй - 84-я эскадрилья транспортных
вертолетов "Уирлуннд"HAR.10. В настоящее время самолеты 13-й и 203-н эскадрилий
совершают разведывательные полеты в районе Средиземного моря.
В Гонконге на авиастанции Кайтак размещена эскадрилья транспортных вертолетов
"Уэссекс"HC.2, а в Гибралтаре находятся лишь отдельные подразделения наземного
обслуживания авиации.
По данным зарубежной печати, па середину 1976 года в командовании английских ВВС
в метрополии насчитывалось: 50 бомбардировщиков "Вулкан"В.2 и 50 "Буканир"S.2;
35 самолетов-заправщиков "Виктор"К-1А и К-2; 40 истребителей "Лайтнинг"F-6, 90
истребителей и тактических разведчиков "Фантом"FG.1 и FGR.2; 20
самолетов-разведчиков "Канберра"PR.9, 10 "Вулкан"SR.2, три "Нимрод"R.1 и четыре
"Канберра"В.6; 24 истребителя-бомбардировщика "Ягуар"GR.1; 20 самолетов для
непосредственной авиационной поддержки "Харриер"GR.1; 45 морских разведчиков "Пимрод"MR.1;
12 самолетов ДРЛО "Шэклтон"AEW.2; 20 самолетов радиопротиводействия
"Канберра"E.15 и Т.17; десять стратегических транспортных самолетов VC10; 45
тактических транспортных самолетов "Геркулес"C.1, 24 учебно-боевых самолета
"Хантер" FGA.9, около 70 специальных и вспомогательных самолетов и более 100
вертолетов различного назначения.
Боевая подготовка. В соответствии с требованиями военного руководства
НАТО командование Великобритании готовит свои вооруженные силы, в том числе и
ВВС, к боевым действиям во всеобщей ядерной, а также в ограниченных войнах с
использованием как ядерного, так и обычного оружия. В связи с этим постоянно
совершенствуется мастерство летного состава в боевом применении самолетов и
оружия, организуются соревнования между экипажами и подразделениями, проводятся
всевозможные учения.
Экипажи бомбардировочной авиации во время полетов по индивидуальным программам
основное внимание уделяют технике пилотирования, самолетовождения и бомбометания
с малых и больших высот, днем и ночью, в различных метеорологических условиях, а
также отработке методов преодоления сильной системы ПВО противника. Пилоты
тактических истребителей тренируются в применении оружия и выполнении задач
авиационной поддержки других видов вооруженных сил.
По мнению иностранных специалистов, немаловажную роль в подготовке летного
состава играют соревнования, обычно организуемые между экипажами самолетов стран
- участниц НАТО с целью проверки их мастерства в бомбометании и навигации.
Например, экипажи самолетов "Вулкан" постоянно участвовали в крупных
соревнованиях (условное наименование "Хай Нун") по самолетовождению и
бомбометанию, ежегодно устраиваемых стратегическим авиационным командованием ВВС
США. Самолеты береговой авиации "Нимрод" регулярно привлекаются к соревнованиям
по ведению борьбы с подводными лодками, которые организуются в районе акватории
Средиземного моря и других районах Мирового океана.
Наиболее важным элементом боевой подготовки английских ВВС являются учения,
проводимые в национальных рамках и в составе объединенных вооруженных сил НАТО.
В процессе их решаются разнообразные задачи, основными из которых являются:
нанесение ударов по войскам и объектам противника с применением обычного и
ядерного оружия, борьба с подводными лодками и надводными кораблями, переброски
войск и боевой техники на различные ТВД, а также ведение воздушной разведки и
создание активного радиопротиводействия средствам управления войсками и оружием
противника.
Из национальных учений зарубежная печать особо выделяет совместное учение ВВС и
ВМС Великобритании "Хайвуд". В ходе его проверяется боеготовность всех частей и
штабов командования английских ВВС в метрополии, командования английских ВВС в
ФРГ и морской авиации.
Части и подразделения командования английских ВВС в метрополии принимают
активное участие почти во всех учениях объединенных вооруженных сил НАТО.
Например, в таких крупных учениях, как "Боулд гейм", "Коулд винтер", "Тэктикл
файтер уэпонри" на Северо-Евро-пейском ТВД, "Коулд файер", "Плейбой" на
Центрально-Европейском ТВД и "Дип экспресс", "Дэшинг импэкт" на Южно-Европейском
ТВД, которые освещались в зарубежной печати. Кроме того, самолеты командования
совершают регулярные полеты в район Средиземного моря для участия в учениях ПВО
CEНTO "Шахбаз".
Таким образом, судя по сообщениям зарубежной печати, английские ВВС в
метрополии, являясь одной из крупнейших авиационных группировок объединенных ВВС
НАТО, активно используются руководством блока для демонстрации военной силы, что
идет вразрез с позитивными изменениями в современной международной обстановке и
имеет целью подорвать процесс разрядки напряженности в Европе.
Зарубежное военное обозрение, 1977, №1,
с.53-57
|