Гидрографическая служба ВМС Великобритании
Капитан-лейтенант А. Захаров
По мере форсирования подготовки английского флота к новой войне и
совершенствования систем морского оружия все большее значение приобретает
гидрографическая служба ВМС Великобритании. Судя по материалам зарубежной
прессы, она призвана: организовывать навигационно-гидрографическое и
гидрометеорологическое обеспечение военно-морских сил путем развертывания и
обслуживания навигационного оборудования морских театров, проводить мероприятия
по непрерывному обеспечению сил флота гидрометеорологической информацией,
взаимодействовать с гидрографическими службами ВМС стран НАТО, заблаговременно
составлять и корректировать карты и другие пособия и обеспечивать ими надводные
корабли и подводные лодки, изучать морскую среду в интересах совершенствования
систем вооружения и технических средств ВМС, подготавливать специалистов для
гидрографических служб своих ВМС и ВМС стран Британского содружества.
|
Организация гидрографической службы ВМС
Великобритании |
В состав этой службы входят береговые учреждения и гидрографические суда (рис.
1). Ее центральный аппарат возглавляется заместителем гидрографа ВМС и
размещается в здании министерства обороны (Лондон). Он насчитывает около 30
человек, которые объединены в группы и выполняют в основном консультативные
функции по вопросам метеорологии, океанографии, морского права, гидрографической
информации, радионавигационных предупреждений и картопроизводства, а также
осуществляют связь гидрографической службы с министерством обороны и
гражданскими ведомствами.
Планирование различных видов работ в океане, камеральная обработка материалов,
издание морских навигационных и специальных карт и пособий выполняются отделами
службы, расположенными в г. Тонтон. Здесь размещены отделы
навигационно-гидрографического обеспечения, морских навигационных карт,
исследований, МТО и административный, отделение вычислительной техники, служба
точного времени и картографическая фабрика. Общая численность служебного
персонала составляет около 800 человек.
Отдел навигационно-гидрографического обеспечения имеет следующие отделения:
эксплуатации судов и технических средств изучения океана, лоций, извещений
мореплавателям, навигационных опасностей, навигационного оборудования,
радионавигационных предупреждений, территориальных вод и планирования
гидрографических съемок.
Функциями отделения эксплуатации судов и технических средств изучения океана
являются: организация взаимодействия производственных подразделений (судов) с
разработчиками и изготовителями тех или иных технических средств, планирование
ремонтных работ на судах.
Отделения лоций и извещений мореплавателям тесно связаны между собой при решении
задач оперативного оповещения ВМС и торгового флота об изменениях в условиях
плавания. В среднем ежегодно эти отделения выпускают около пяти лоций, 50
дополнений к существующим лоциям и 2,5-3 тыс. извещений мореплавателям. В 1975
году были предприняты первые попытки применения ЭВМ для составления лоций
западного побережья Великобритании. Хотя при этом не были достигнуты
существенные результаты, однако, по мнению командования, использование ЭВМ в
гидрографии имеет хорошие перспективы.
Начиная с 1973 года систематизация и обработка данных в отделении навигационных
опасностей производится с помощью ЭВМ. В настоящее время все корабли и суда ВМС
обеспечиваются формулярами опасностей, составленными ЭВМ на определенные районы
территориальных вод. Налажен обмен информацией с гидрографической службой
Франции.
Отделение навигационного оборудования ежегодно выпускает около десяти изданий
"Огни и знаки" для районов портов и побережья Великобритании и других стран.
Ежегодно в эфир уходит более 1000 навигационных предупреждений, которые готовит
отделение радионавигационных предупреждений. Особое внимание уделяется
обеспечению безопасности мореплавания в Северном море, проливах Ла-Манш и
Па-де-Кале.
Отделение территориальных вод занимается разработкой правовых вопросов по
организации морских исследований и рыболовству, определением и согласованием
границ на континентальном шельфе. Как правило, его сотрудники представляют
гидрографическую службу на международных совещаниях по этим проблемам.
При планировании гидрографических съемок командование гидрографической службы
учитывает интересы как ВМС, так и судовладельческих компаний. Однако главной
задачей считается навигационно-гидрографическое обеспечение боевой и
повседневной деятельности флота, и прежде всего подводных лодок.
Отделы морских навигационных карт и морских исследований отвечают за поддержание
карт и пособий на современном уровне. Основное направление работы отдела
навигационных карт в настоящее время - перевод английских карт в метрическую
систему*. Этот отдел подразделяется на десять
отделений, каждое из которых занимается корректурой существующих и составлением
новых карт определенных районов Мирового океана. В 1975 году было издано 129
новых карт, что потребовало обработки около 4000 полевых материалов и зарубежных
карт.
Подготовка специальных морских карт выполняется отделениями MS3, MS6 и MS2
отдела морских исследований. Карты гиперболических изолиний для определения
местоположения по радионавигационным системам "Лоран"С, "Декка" и "Омега"
составляются отделением MS3. Здесь же вносятся изменения в список радиосигналов
и позывных адмиралтейства, производится анализ и выдача информации о подводных
кабелях.
Главной задачей отделения MS6 является обеспечение подводных лодок картами и
другими справочными навигационными материалами, а также определение путей
совершенствования навигационных корабельных комплексов. В частности, при его
непосредственном участии подводные лодки оснащаются новыми инерциальными
навигационными системами. В последнее время все большее внимание уделяется
картам, характеризующим геофизические поля в океане. При их составлении
используется опыт и результаты исследований университетов и других гражданских
организаций, в том числе и зарубежных. При проведении гравиметрической и
магнитной съемок в океане все чаще применяются методы регистрации данных на
промежуточный носитель, который не требует дополнительных операций для ввода в
ЭВМ на этапе камеральной обработки. Организуя работы в этом сравнительно новом
направлении, специалисты отделения стремятся учесть и использовать для
камеральной обработки и вычерчивания планшетов достижения в области
вычислительной техники и автоматизированных средств. Поэтому они поддерживают
тесную связь с отделением программирования и автоматики (MS8), по рекомендации
которого почти на всех гидрографических судах измеренные параметры
регистрируются не только на перфоленту, а и на магнитную ленту (ее удобно
использовать для хранения информации и обрабатывать с помощью современных
технических средств).
Отделение MS2 составляет специальные карты для вертолетов ВМС. Оно же
подготавливает карты на отдельные походы, имеющие особое значение для ВМС. В
1973 году отделение приступило к изданию новой серии атласов приливо-отливных
течений с указанием глубин в метрах. В зарубежной печати сообщалось об успешном
использовании в оперативных целях цифровой системы отображения профиля береговой
линии, которая была разработана совместно с отделением MS8.
Океанографией открытого океана и прибрежной зоны занимаются отделения MS4 и MS5.
Однако данных, которыми они располагают, по мнению иностранных военно-морских
специалистов, недостаточно для составления соответствующих пособий о районах,
представляющих наибольший интерес для ВМС. Поэтому в настоящее время организован
обмен гидрологической информацией по соглашениям с другими странами.
Совершенствуется также программа, позволяющая обрабатывать информацию по четырем
параметрам: солености, температуре, скорости распространения звуковых колебаний
и глубине, это делается для облегчения дальнейших операций при построении
планшетов с использованием автоматизированных средств. Разрабатываются методы
графического изображения океанографических параметров на картах.
Обработкой материалов геодезических наблюдений, в том числе материалов,
полученных с помощью ИСЗ и аэрофотосъемки, занимается отделение MS1. Здесь же
находится архив.
За подготовку личного состава второго и третьего отделов отвечает отделение MS7.
Ежегодно составляются программы подготовки и усовершенствования руководящего и
технического состава по различным специальностям, занятого в процессе
составления и производства карт. В соответствии с такими программами
организуются учебные курсы как непосредственно в самих отделах, так и в других
учреждениях.
В последнее время расширились связи гидрографической службы с океанографической
и метеорологической службой, личный состав которой принимает активное участие в
деятельности специальных подразделений НАТО в США, Норвегии. Бельгии, Португалии
и Италии. Эта связь выражается в совместном проведении океанографических
исследований (например, в 1975 году специалисты метеорологической и
океанографической службы на борту экспедиционного океанографического судна
"Геката" совместно с судами и самолетами США, Франции, Канады и Норвегии
провалили изучение акустических свойств Норвежского меря в интересах
использования подводных лодок) и разработке новых систем обеспечения кораблей и
судов метеорологической информацией. С этой целью в 1974 году на судне "Эндьюранс"
было установлено устройство для прямого приема карт погоды с метеорологических
ИСЗ. Английская печать отмечает надежную и эффективную работу системы при
неблагоприятных метеорологических условиях.
Метеорологнческое обеспечение ВМС организует центр метеорологии и океанографии
(г. Нортвуд), который руководит составлением факсимильных карт и их передачей
радиометеорологическими постами с помощью фототелеграфной аппаратуры на корабли
ВМС.
Административный отдел и отдел материально-технического обеспечения отвечают за
взаимодействие всех звеньев гидрографической службы, своевременный ввод в строй
нового оборудования, производство ремонтных и профилактических работ в
учреждениях и на судах. Они также определяют тираж морских карт и пособий,
предназначенных для продажи, и рекламируют продукцию службы на международной
арене. В 1974 году, например, было продано более трех миллионов карт и пособий
на сумму около 1,9 млн. фунтов стерлингов.
Гидрографическая служба располагает 14 судами, из которых четыре экспедиционных
океанографических судна ("Геральд" и три типа "Хекла"), четыре гидрографических
типа "Бульдог", пять судов для прибрежных промеров (три типа "Эхо" и два "Вудларк")
и судно для исследования полярных районов "Эндьюранс". По данным иностранной
печати, все они оснащены современными навигационными приборами и средствами
сбора и обработки гидрологической, гидрографической и геофизической информации.
Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.
ТТХ судов гидрографической службы ВМС
Великобритании |
Тип судна (гол постройки) |
Количество судов |
Водоизмещение, т: стандартнее \ полное |
Главные размерения, м: длина х ширина х осадка |
Скорость хода. уз |
Дальность плавания, мили |
Экипаж |
Специальное оборудование |
Экспедиционное океанографические суда |
"Геральд" (1974) |
1 |
2000 \ 2945 |
79,Зх15х4,7 |
14 |
12 000 |
128 |
Эхолоты - 2. гравиметр, магнитометр. сейсмическая аппаратура,
промерные катера - 2. вертолет |
"Хекла" (1965-1966) |
3 |
1015 \ 2733 |
79,3х15х4,7 |
14 |
12 000 |
118 |
То же |
Гидрографические суда |
"Бульдог" (1968) |
4 |
800 \ 1088 |
60,1х11,4х3,6 |
15 |
4 000 |
38 |
Эхолот. гидролокатор, промерный катер |
Суда для прибрежного промера |
"Эхо" (1058-1950) |
3 |
120 \ 160 |
32,6х7х2,1 |
14 |
1 600 |
18 |
Эхолоты - 2. гидролокатор, промерный катер |
"Bудларк" (1958-1959) |
2 |
120 \ 160 |
32,4х6,5х1,7 |
14 |
1 500 |
18 |
То же |
Суда для исследования полярных районов |
"Эндьюранс" (1956) |
1 |
- \ 3600 |
93х14х5,5 |
14,5 |
12 000 |
119 |
Эхолоты, геофизическая аппаратура, вертолеты - 2 |
При производстве гидрографических работ широко применяются вертолеты и промерные
катера: первые - для развертывания на берегу радионавигационных средств и
производства аэрофотосъемки района работ, а вторые - для обследования банок,
узкостей и других навигационных опасностей. Только в 1974 году было обнаружено и
обследовано 239 навигационных опасностей, из них 103 в территориальных водах.
Экспедиционные океанографические суда, как правило, участвуют в комплексных
исследованиях. Широко практикуется проведение геофизических и биологических
исследований с помощью гражданских специалистов из различных университетов
страны.
Для работы в портах и организации наблюдений за приливо-отливными течениями в
интересах ВМС, например при обеспечении торпедных стрельб, используются
промерные катера, которые доставляются в район автомобильным транспортом. Этот
способ считается высокооперативным и не зависящим от метеорологических условий.
В зимний период часть экипажей катеров направляется на другие работы.
Подготовка и переподготовка личного состава судов проводится в гидрографической
школе (г. Девонпорт). Ежегодно здесь обучаются 10-30 офицеров и около 50 человек
рядового и старшинского состава гидрографических служб Великобритании и стран
Британского Содружества. Отдельно проводятся занятия с офицерами стран - членов
гидрографической комиссии Северного моря. В связи с переоснащением судов
съемочной аппаратурой и вычислительной техникой и повышением требований к
качеству полевых материалов большое внимание стало уделяться подготовке
операторов технических средств сбора и обработки информации.
Как отмечалось в иностранной печати, основными способами повышения эффективности
и оперативности работы гидрографической службы являются использование методов
автоматизированного сбора и обработки информации об океане, внедрение
современной технологии производства карт и других справочных навигационных
пособий и дальнейшее повышение квалификации личного состава.
Помимо океанографических и гидрографических работ, суда гидрографической службы
занимаются постановкой и обслуживанием навигационного оборудования,
навигационно-гидрографическим обеспечением десантных операций и перебросок морем
живой силы и техники. Они также привлекаются для поиска и спасения экипажей
судов, потерпевших бедствие, снятия кораблей с мели и т. п.
В последнее время роль гидрографической службы в экономической жизни страны
возросла в связи с проведением комплексных исследований континентального шельфа
с целью поиска и добычи полезных ископаемых (в основном нефти и газа).
По мнению командования ВМС Великобритании, силы и средства гидрографической
службы страны позволяют организовать навигационно-гидрографическое обеспечение
ВМС в отдельных районах Мирового океана. Однако ее первоочередной задачей
считается подготовка геофизической и гидрологической информации об океане в
интересах обеспечения подводных лодок (прежде всего ПЛАРБ) более современными
средствами и методами навигации, связи и обнаружения кораблей противника.
* Программа перехода на метрические навигационные
карты осуществляется с конца 60-х годов.
Зарубежное военное обозрение, 1977, №12, с.
73-78
|