Главная British Army Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 15:18
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Подготовка [2]
Структура [3]
Флот [6]
Авиация ВМС [1]
Боевые операции [0]

Форма входа

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей
Главная » Статьи » Royal Navy » Структура

Гидрографическая служба ВМС Великобритании

Гидрографическая служба ВМС Великобритании

Капитан-лейтенант А. Захаров

По мере форсирования подготовки английского флота к новой войне и совершенствования систем морского оружия все большее значение приобретает гидрографическая служба ВМС Великобритании. Судя по материалам зарубежной прессы, она призвана: организовывать навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение военно-морских сил путем развертывания и обслуживания навигационного оборудования морских театров, проводить мероприятия по непрерывному обеспечению сил флота гидрометеорологической информацией, взаимодействовать с гидрографическими службами ВМС стран НАТО, заблаговременно составлять и корректировать карты и другие пособия и обеспечивать ими надводные корабли и подводные лодки, изучать морскую среду в интересах совершенствования систем вооружения и технических средств ВМС, подготавливать специалистов для гидрографических служб своих ВМС и ВМС стран Британского содружества.

 
Организация гидрографической службы ВМС Великобритании

В состав этой службы входят береговые учреждения и гидрографические суда (рис. 1). Ее центральный аппарат возглавляется заместителем гидрографа ВМС и размещается в здании министерства обороны (Лондон). Он насчитывает около 30 человек, которые объединены в группы и выполняют в основном консультативные функции по вопросам метеорологии, океанографии, морского права, гидрографической информации, радионавигационных предупреждений и картопроизводства, а также осуществляют связь гидрографической службы с министерством обороны и гражданскими ведомствами.

Планирование различных видов работ в океане, камеральная обработка материалов, издание морских навигационных и специальных карт и пособий выполняются отделами службы, расположенными в г. Тонтон. Здесь размещены отделы навигационно-гидрографического обеспечения, морских навигационных карт, исследований, МТО и административный, отделение вычислительной техники, служба точного времени и картографическая фабрика. Общая численность служебного персонала составляет около 800 человек.

Отдел навигационно-гидрографического обеспечения имеет следующие отделения: эксплуатации судов и технических средств изучения океана, лоций, извещений мореплавателям, навигационных опасностей, навигационного оборудования, радионавигационных предупреждений, территориальных вод и планирования гидрографических съемок.

Функциями отделения эксплуатации судов и технических средств изучения океана являются: организация взаимодействия производственных подразделений (судов) с разработчиками и изготовителями тех или иных технических средств, планирование ремонтных работ на судах.

Отделения лоций и извещений мореплавателям тесно связаны между собой при решении задач оперативного оповещения ВМС и торгового флота об изменениях в условиях плавания. В среднем ежегодно эти отделения выпускают около пяти лоций, 50 дополнений к существующим лоциям и 2,5-3 тыс. извещений мореплавателям. В 1975 году были предприняты первые попытки применения ЭВМ для составления лоций западного побережья Великобритании. Хотя при этом не были достигнуты существенные результаты, однако, по мнению командования, использование ЭВМ в гидрографии имеет хорошие перспективы.

Начиная с 1973 года систематизация и обработка данных в отделении навигационных опасностей производится с помощью ЭВМ. В настоящее время все корабли и суда ВМС обеспечиваются формулярами опасностей, составленными ЭВМ на определенные районы территориальных вод. Налажен обмен информацией с гидрографической службой Франции.

Отделение навигационного оборудования ежегодно выпускает около десяти изданий "Огни и знаки" для районов портов и побережья Великобритании и других стран.

Ежегодно в эфир уходит более 1000 навигационных предупреждений, которые готовит отделение радионавигационных предупреждений. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности мореплавания в Северном море, проливах Ла-Манш и Па-де-Кале.

Отделение территориальных вод занимается разработкой правовых вопросов по организации морских исследований и рыболовству, определением и согласованием границ на континентальном шельфе. Как правило, его сотрудники представляют гидрографическую службу на международных совещаниях по этим проблемам.

При планировании гидрографических съемок командование гидрографической службы учитывает интересы как ВМС, так и судовладельческих компаний. Однако главной задачей считается навигационно-гидрографическое обеспечение боевой и повседневной деятельности флота, и прежде всего подводных лодок.

Отделы морских навигационных карт и морских исследований отвечают за поддержание карт и пособий на современном уровне. Основное направление работы отдела навигационных карт в настоящее время - перевод английских карт в метрическую систему*. Этот отдел подразделяется на десять отделений, каждое из которых занимается корректурой существующих и составлением новых карт определенных районов Мирового океана. В 1975 году было издано 129 новых карт, что потребовало обработки около 4000 полевых материалов и зарубежных карт.

Подготовка специальных морских карт выполняется отделениями MS3, MS6 и MS2 отдела морских исследований. Карты гиперболических изолиний для определения местоположения по радионавигационным системам "Лоран"С, "Декка" и "Омега" составляются отделением MS3. Здесь же вносятся изменения в список радиосигналов и позывных адмиралтейства, производится анализ и выдача информации о подводных кабелях.

Главной задачей отделения MS6 является обеспечение подводных лодок картами и другими справочными навигационными материалами, а также определение путей совершенствования навигационных корабельных комплексов. В частности, при его непосредственном участии подводные лодки оснащаются новыми инерциальными навигационными системами. В последнее время все большее внимание уделяется картам, характеризующим геофизические поля в океане. При их составлении используется опыт и результаты исследований университетов и других гражданских организаций, в том числе и зарубежных. При проведении гравиметрической и магнитной съемок в океане все чаще применяются методы регистрации данных на промежуточный носитель, который не требует дополнительных операций для ввода в ЭВМ на этапе камеральной обработки. Организуя работы в этом сравнительно новом направлении, специалисты отделения стремятся учесть и использовать для камеральной обработки и вычерчивания планшетов достижения в области вычислительной техники и автоматизированных средств. Поэтому они поддерживают тесную связь с отделением программирования и автоматики (MS8), по рекомендации которого почти на всех гидрографических судах измеренные параметры регистрируются не только на перфоленту, а и на магнитную ленту (ее удобно использовать для хранения информации и обрабатывать с помощью современных технических средств).

Отделение MS2 составляет специальные карты для вертолетов ВМС. Оно же подготавливает карты на отдельные походы, имеющие особое значение для ВМС. В 1973 году отделение приступило к изданию новой серии атласов приливо-отливных течений с указанием глубин в метрах. В зарубежной печати сообщалось об успешном использовании в оперативных целях цифровой системы отображения профиля береговой линии, которая была разработана совместно с отделением MS8.

Океанографией открытого океана и прибрежной зоны занимаются отделения MS4 и MS5. Однако данных, которыми они располагают, по мнению иностранных военно-морских специалистов, недостаточно для составления соответствующих пособий о районах, представляющих наибольший интерес для ВМС. Поэтому в настоящее время организован обмен гидрологической информацией по соглашениям с другими странами. Совершенствуется также программа, позволяющая обрабатывать информацию по четырем параметрам: солености, температуре, скорости распространения звуковых колебаний и глубине, это делается для облегчения дальнейших операций при построении планшетов с использованием автоматизированных средств. Разрабатываются методы графического изображения океанографических параметров на картах.

Обработкой материалов геодезических наблюдений, в том числе материалов, полученных с помощью ИСЗ и аэрофотосъемки, занимается отделение MS1. Здесь же находится архив.

За подготовку личного состава второго и третьего отделов отвечает отделение MS7. Ежегодно составляются программы подготовки и усовершенствования руководящего и технического состава по различным специальностям, занятого в процессе составления и производства карт. В соответствии с такими программами организуются учебные курсы как непосредственно в самих отделах, так и в других учреждениях.

В последнее время расширились связи гидрографической службы с океанографической и метеорологической службой, личный состав которой принимает активное участие в деятельности специальных подразделений НАТО в США, Норвегии. Бельгии, Португалии и Италии. Эта связь выражается в совместном проведении океанографических исследований (например, в 1975 году специалисты метеорологической и океанографической службы на борту экспедиционного океанографического судна "Геката" совместно с судами и самолетами США, Франции, Канады и Норвегии провалили изучение акустических свойств Норвежского меря в интересах использования подводных лодок) и разработке новых систем обеспечения кораблей и судов метеорологической информацией. С этой целью в 1974 году на судне "Эндьюранс" было установлено устройство для прямого приема карт погоды с метеорологических ИСЗ. Английская печать отмечает надежную и эффективную работу системы при неблагоприятных метеорологических условиях.

Метеорологнческое обеспечение ВМС организует центр метеорологии и океанографии (г. Нортвуд), который руководит составлением факсимильных карт и их передачей радиометеорологическими постами с помощью фототелеграфной аппаратуры на корабли ВМС.

Административный отдел и отдел материально-технического обеспечения отвечают за взаимодействие всех звеньев гидрографической службы, своевременный ввод в строй нового оборудования, производство ремонтных и профилактических работ в учреждениях и на судах. Они также определяют тираж морских карт и пособий, предназначенных для продажи, и рекламируют продукцию службы на международной арене. В 1974 году, например, было продано более трех миллионов карт и пособий на сумму около 1,9 млн. фунтов стерлингов.

Гидрографическая служба располагает 14 судами, из которых четыре экспедиционных океанографических судна ("Геральд" и три типа "Хекла"), четыре гидрографических типа "Бульдог", пять судов для прибрежных промеров (три типа "Эхо" и два "Вудларк") и судно для исследования полярных районов "Эндьюранс". По данным иностранной печати, все они оснащены современными навигационными приборами и средствами сбора и обработки гидрологической, гидрографической и геофизической информации. Их основные тактико-технические характеристики приведены в таблице.

ТТХ судов гидрографической службы ВМС Великобритании

Тип судна (гол постройки) Количество судов Водоизмещение, т: стандартнее \ полное Главные размерения, м:  длина х ширина х осадка Скорость хода. уз Дальность плавания, мили Экипаж Специальное оборудование

Экспедиционное океанографические суда

"Геральд" (1974) 1 2000 \ 2945 79,Зх15х4,7 14 12 000 128 Эхолоты - 2. гравиметр, магнитометр. сейсмическая аппаратура, промерные катера - 2. вертолет
"Хекла" (1965-1966) 3 1015 \ 2733 79,3х15х4,7 14 12 000 118 То же

Гидрографические суда

"Бульдог" (1968) 4 800 \ 1088 60,1х11,4х3,6 15 4 000 38 Эхолот. гидролокатор, промерный катер

Суда для прибрежного промера

"Эхо" (1058-1950) 3 120 \ 160 32,6х7х2,1 14 1 600 18 Эхолоты - 2. гидролокатор, промерный катер
"Bудларк" (1958-1959) 2 120 \ 160 32,4х6,5х1,7 14 1 500 18 То же

Суда для исследования полярных районов

"Эндьюранс" (1956) 1 - \ 3600 93х14х5,5 14,5 12 000 119 Эхолоты, геофизическая аппаратура, вертолеты - 2

При производстве гидрографических работ широко применяются вертолеты и промерные катера: первые - для развертывания на берегу радионавигационных средств и производства аэрофотосъемки района работ, а вторые - для обследования банок, узкостей и других навигационных опасностей. Только в 1974 году было обнаружено и обследовано 239 навигационных опасностей, из них 103 в территориальных водах.

Экспедиционные океанографические суда, как правило, участвуют в комплексных исследованиях. Широко практикуется проведение геофизических и биологических исследований с помощью гражданских специалистов из различных университетов страны.

Для работы в портах и организации наблюдений за приливо-отливными течениями в интересах ВМС, например при обеспечении торпедных стрельб, используются промерные катера, которые доставляются в район автомобильным транспортом. Этот способ считается высокооперативным и не зависящим от метеорологических условий. В зимний период часть экипажей катеров направляется на другие работы.

Подготовка и переподготовка личного состава судов проводится в гидрографической школе (г. Девонпорт). Ежегодно здесь обучаются 10-30 офицеров и около 50 человек рядового и старшинского состава гидрографических служб Великобритании и стран Британского Содружества. Отдельно проводятся занятия с офицерами стран - членов гидрографической комиссии Северного моря. В связи с переоснащением судов съемочной аппаратурой и вычислительной техникой и повышением требований к качеству полевых материалов большое внимание стало уделяться подготовке операторов технических средств сбора и обработки информации.

Как отмечалось в иностранной печати, основными способами повышения эффективности и оперативности работы гидрографической службы являются использование методов автоматизированного сбора и обработки информации об океане, внедрение современной технологии производства карт и других справочных навигационных пособий и дальнейшее повышение квалификации личного состава.

Помимо океанографических и гидрографических работ, суда гидрографической службы занимаются постановкой и обслуживанием навигационного оборудования, навигационно-гидрографическим обеспечением десантных операций и перебросок морем живой силы и техники. Они также привлекаются для поиска и спасения экипажей судов, потерпевших бедствие, снятия кораблей с мели и т. п.

В последнее время роль гидрографической службы в экономической жизни страны возросла в связи с проведением комплексных исследований континентального шельфа с целью поиска и добычи полезных ископаемых (в основном нефти и газа).

По мнению командования ВМС Великобритании, силы и средства гидрографической службы страны позволяют организовать навигационно-гидрографическое обеспечение ВМС в отдельных районах Мирового океана. Однако ее первоочередной задачей считается подготовка геофизической и гидрологической информации об океане в интересах обеспечения подводных лодок (прежде всего ПЛАРБ) более современными средствами и методами навигации, связи и обнаружения кораблей противника. 

* Программа перехода на метрические навигационные карты осуществляется с конца 60-х годов.

Зарубежное военное обозрение, 1977, №12, с. 73-78

 

Категория: Структура | Добавил: pentagonus (17.12.2012) | Автор: Капитан-лейтенант А. Захаров
Просмотров: 3863 | Комментарии: 2 | Теги: Гидрографическая служба, Структура ВМС, А. Захаров | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz